Новости 2160
Государственная программа: новый этап в противодействии коррупции
За сравнительно короткий период в стране сделаны решительные шаги в деле совершенствования правовых основ противодействия коррупции.
Комитет Законодательной палаты Олий Мажлиса по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам провел «круглый стол» на тему «Государственная программа: новый этап в противодействии коррупции».
Принятая на днях Государственная программа года открывает новый этап в противодействии коррупции. Внедряется практика открытого опубликования данных о закупках государственных юридических лиц, о составе тендерных и конкурсных комиссий, а также о выдаче документов разрешительного характера. Предусматривается формирование электронного реестра отношений, подверженных коррупции.
Возрастает роль парламента в реализации приоритетных направлений Госпрограммы в вопросах противодействия коррупции. Его важная задача — системное нормотворчество и осуществление эффективного парламентского контроля. В частности, со стороны созданных в палатах парламента комитетов по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам.
Комитет нижней палаты парламента по противодействию коррупции проводит системную и масштабную работу, в частности, заслушана информация о состоянии дел по профилактике коррупции руководителей сфер здравоохранения, строительства, таможенной службы, других министерств и ведомств. По итогам слушаний комитета отдельные ведомственные акты, в которых были выявлены коррупциогенные факторы или сохранялись отношения, подверженные коррупции, были отменены либо внесены изменения и дополнения.
Кроме того, депутатский корпус в регионах организовал встречи с населением с целью предотвратить коррупциогенные факторы. Был проведен анализ анонимных опросов общественности об уровне коррумпированности, результаты обсуждены на сессиях Кенгашей народных депутатов.
Проводится постоянный анализ каждого законопроекта, внесенного в нижнюю палату, на коррупциогенный характер.
За истекший период по инициативе комитета было выявлено и исключено из законопроектов более двадцати норм, создающих коррупционные факторы и предпосылки. Отдельные проекты отклонены и возвращены ввиду наличия в них коррупциогенных норм.
Экспертиза проектов нормативно-правовых документов на коррупциогенные нормы не проводится с 2012 года. Но по более десяти тысячам принятых до этого действующих нормативно-правовых актов вопрос остается открытым.
В течение истекшего года проведен анализ, по результатам которого выявлены коррупциогенные факторы и предпосылки в более чем десяти законах.
Есть и другая сложность: отсутствует четкая грань ответственности за определенные правонарушения. В частности, яркий пример в сфере таможенного контроля — санкция части второй статьи 2274 Кодекса об административной ответственности, где, кроме внушительного штрафа, предусмотрена «...конфискация товаров и транспортных средств или без таковой». Нет четкого понимания, когда необходима конфискация, значит, откроется лазейка для мздоимства.
Также в части второй статьи 27 Закона «О недрах» установлено, что выдача лицензий осуществляется по результатам публичных торгов или прямых переговоров юридических и физических лиц с органами, уполномоченными выдавать лицензии. Прямые переговоры с уполномоченными органами не позволяют избежать коррупционных факторов, немаловажную роль может сыграть и конфликт интересов.
Участникам удалось выработать предложения и рекомендации по нормотворчеству без коррупциогенных факторов, выявлению и исключению из правоприменительной практики отношений, подверженных коррупции. Рекомендации и предложения по разрабатываемым законопроектам в данной сфере направлены в комитет.
Источник: parliament.gov.uz