Новости 1803
Государственный бюджет: как депутаты оценили его исполнение?
На проведенном 24 августа 2021 года очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты рассмотрели отчет об исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов в первом полугодии 2021 года.
По повестке дня с докладом выступил министр финансов Республики Узбекистан Темур Ишметов.
Данный отчет предварительно обсужден на заседаниях Комитета нижней палаты по бюджету и экономическим реформам, фракций политических партий.
Как отмечалось на заседании, в январе-июне текущего года экономика Узбекистана выросла на 6,2 процента. За этот период ВВП страны составил 318,5 трлн. сумов, наблюдался экономический рост в промышленности — на 8,5 процента, строительстве — на 0,1 процента, сельском, лесном и рыбном хозяйстве — на 1,8 процента, сфере услуг — на 8,0 процента. Вместе с тем, уровень инфляции составил 4,4 процента с начала года и 10,9 процента по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, годовая инфляция на продовольственные товары увеличилась на 6,2 процента, непродовольственные товары — на 2,7 процента, цены на услуги в среднем на 4,0 процента.
Депутаты отметили, что, несмотря на сложность и трудности этого периода, на основе всестороннего изучения и анализа шестимесячного исполнения Госбюджета последовательные реформы во всех сферах и своевременные системные меры находят отражение в исполнении Государственного бюджета.
За отчетный период доходы Государственного бюджета составили 74,9 трлн сумов, и указанный прогноз выполнен на 107,8 процента. Доходы составили на 16,7 трлн сумов больше, чем за соответствующий период предыдущего года. Расходы без государственных целевых фондов составили 79,3 трлн. сумов, что составляет 96,9 процента к плану или 24,9 процента ВВП. Из этого 40,4 трлн. сумов или 50,9 процента от общих расходов направлено на финансирование социальных расходов.
Народные избранники подчеркнули, что из бюджета, выделенного на 2021 год, построено и реконструировано ДОО на 42 435 мест, общеобразовательных школ на 262 829 мест, медицинских учреждений на 13 713 мест, зданий вузов на 19 499 мест, студенческих общежитий на 4 174 места, на 222 объектах проложено более 3 330 км питьевых и канализационных сетей, а также за счет строительных и реконструкционных работ в 187 объектах более 1 млн 800 тысяч граждан, проживающих в более чем 700 населенных пунктах, будет достигнуто улучшение питьевого водоснабжения.
Наряду с этим, депутаты отметили, что в течение отчетного периода некоторые министерства, государственные комитеты и ведомства не выполнили утвержденный план, в частности, текущие расходы и капитальные вложения не были полностью освоены, и к концу года предложили провести тщательные и систематические мероприятия.
Кроме того, депутаты подчеркнули необходимость внедрения «Дастурий бюджетлаштириш» (Программного бюджетирования) во всех министерствах и ведомствах по результатам пилотной реализации целевых показателей бюджетных расходов Министерства народного образования, Министерства здравоохранения, Комитета по автомобильным дорогам и Министерства водного хозяйства.
На заседании подвергнуто критике финансовые недостатки и упущения в проведении контрольных мероприятий Департаментом государственного финансового контроля и службами внутреннего аудита и финансового контроля Министерства финансов по соблюдению бюджетной дисциплины и целевому использованию бюджетных средств. Констатирован существенный рост системных нарушений, связанных с бюджетной дисциплиной, недостачей денежных и товарно-материальных ценностей и необоснованными расходами по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. С учетом этого, подчеркнута необходимость принять решительные меры министерствами, государственными комитетами и ведомствами в этом деле.
В ходе рассмотрения и обсуждения отчета представители фракций политических партий высказали свое мнение об эффективном и целевом использовании бюджетных средств, соблюдении финансовой дисциплины в бюджетных организациях, исходя из предвыборных программ партии.
Актам ХАИТОВ, заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса, руководитель фракции УзЛиДеП:
— В отчете не отражена информация о выполнении плана по отраслям, штатам и контингенту бюджетных организаций, финансируемых из Государственного бюджета.
В связи с этим, исходя из предвыборной программы партии, предложено рассмотреть отчеты об исполнении Госбюджета в увязке расходов каждого министерства и ведомства с выполнением поставленных перед ними задач, а также Министерству финансов порекомендовано представить данные в последующих отчетах.
В целях поддержки секторов экономики целесообразно глубоко изучить эффективность системы выделения субсидий и при необходимости внести конкретные предложения по увеличению их объема во втором полугодии. Это дошкольное образование, организация капельного орошения, развитие виноградарства, животноводства и другие.
Для реализации данных задач фракция будет работать в сотрудничестве с Комитетом по бюджету и экономическим реформам и соответствующими министерствами и ведомствами.
Алишер КАДЫРОВ, заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса, руководитель фракции Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш»:
— В ходе анализа отчета из бюджета выделяется достаточно средств на сферу образования, и, несмотря на это Министерством народного образования своевременно не осваиваются эти средства. В частности, были выполнены 68 процентов средств, выделенных на программы развития государственного образования.
Не использовано около 20 процентов средств, выделенных для Фонда содействия реформам. Только 15 процентов использовано для обеспечения школ оптоволоконным доступом в Интернет. Не были освоены выделенные 50,0 млрд. сумов на оснащение школ спортивным инвентарем.
За отчетный период израсходовано 65,1 млрд сумов, выявлен дефицит в системе Народного образования, что в 3 раза больше, чем в соответствующем периоде 2020 года.
Кодир ДЖУРАЕВ, заместитель руководителя фракции Социал-демократической партии «Адолат»:
— На заседании депутаты отметили, что существует недостатки в исполнении Государственного бюджета, и уделили особое внимание их устранению. В частности, отмечено, что необходимо в полной мере изучить общественное мнение при распределении средств по программам «Обод кишлок» и «Обод махалля».
В селах или махаллях, включенных в эту программу, некоторые дороги будут отремонтированы с использованием асфальта, а некоторые — с гравием, и рекомендовано установить четкие критерии для их разделения на асфальтовые или каменные дороги.
Еще один важный вопрос, связанный с совершенствованием формата рассмотрения в Законодательной палате исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов. Считаем, что после этого при рассмотрении вопроса об исполнении Государственного бюджета в Законодательной палате необходимо уделять большое внимание исполнению утвержденных планов и программ по регионам, не ограничиваясь только данными общего характера.
Улугбек ИНОЯТОВ, заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса, руководитель фракции Народно-демократической партии:
— Признавая проделанную работу, наша фракция считает, что необходимо обратить внимание на ряд вопросов, связанных с исполнением Государственного бюджета. В частности, следует разделить объекты, включенные в инвестиционную программу, на категории и вести отчет. То есть в начале года необходимо установить отдельный учет объектов, которые включены в утвержденную инвестиционную программу.
Также в ходе изучений депутатов высказываются вопросы и обоснованные претензии по эффективному использованию средств, выделенных на программы «Обод кишлок» и «Обод махалля».
Кроме того, необходимо принять меры по повышению ответственности каждого министерства и организации в обеспечении исполнения бюджета. Народно-демократическая партия заявляет о своем активном участии в реализации социально ориентированных реформ в стране через свой парламентский корпус.
Хайрилло ГАППОРОВ, заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса, руководитель фракции Экологической партии Узбекистана:
— На улучшение снабжения населения питьевой водой ежегодно выделяются миллиарды, но в отчетах говорится, что уровень питьевого водоснабжения не превышает 70 процентов в течение нескольких лет.
Принимая во внимание важность роли и места чистой питьевой воды в здоровье населения, предложено направить все дополнительные средства, полученные в ходе реализации бюджета, на обеспечение жителей питьевой водой.
В ходе обсуждений отмечено, что в условиях пандемии необходимо усилить парламентский контроль за своевременным и качественным исполнением Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов на предстоящий период, для этого необходимо сотрудничать на постоянной основе с соответствующими Кенгашами народных депутатов.
После активной полемики Законодательная палата Олий Мажлиса приняла постановление об утверждении отчета об исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов в первом полугодии 2021 года.
Источник: parliament.gov.uz