Новости 2258
Отменяется институт надзорного производства в судебной деятельности
Глава нашего государства в поздравительном послании народу по случаю 28-й годовщины принятия Конституции отметил, что глубокие реформы осуществляются в соответствии с обеспечением прав и интересов человека во всех сферах, особенно в судебно-правовой. Подтверждением тому служит то, что за последние четыре года в отношении 2 600 граждан были вынесены оправдательные приговоры, 2 400 лиц освобождены из зала суда, количество судебных инстанций сокращено с 7 до 3, судебная система формируется на основе принципа «один суд – одна инстанция».
На проведенном 11 декабря 2020 года заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса депутатами всесторонне рассмотрены во втором чтении законопроекты, направленные на расширение доступа граждан к правосудию и укрепление доверия общества к правосудию.
В связи с этим, проектами законов, разработанных в целях обеспечения реализации указов Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышения эффективности правосудия» и «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты прав и свобод личности в судебно-следственной деятельности», вносятся изменения и дополнения в Кодексы об административной ответственности, об административном судопроизводстве, Уголовно-процессуальный, Экономический процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы.
Согласно проектам, с 1 января 2021 года предусматривается образование судов общей юрисдикции Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента на базе областных и приравненных к ним судов по гражданским делам, по уголовным делам и экономических судов с сохранением строгой специализации судей и образованием отдельных судебных коллегий по видам судопроизводства.
В целях расширения доступа к правосудию проектами законов предусматривается реформирование апелляционной и кассационной инстанции, отменив институт надзорного производства, в том числе, отменяется право председателя Верховного суда, Генерального прокурора Республики Узбекистан и их заместителей на внесение протеста в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления суда.
Кроме того, предлагается исключить действующие полномочия судьи Верховного суда о вынесении определения об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда, т.е. предлагается рассмотрение в судебной коллегии жалобы (протеста), принятой в производство кассационной инстанции суда, которая отвечает требованиям КоАО по форме и содержанию.
Законопроектами определяется, что по желанию крупных инвесторов по инвестиционным спорам, сторон по делам о конкуренции дела данной категории могут быть рассмотрены непосредственно Судебным составом в качестве суда первой инстанции, и остальные инвестиционные споры по желанию инвесторов могут быть рассмотрены судами Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в качестве суда первой инстанции.
Вместе с тем, исключается участие прокурора по его собственной инициативе в рассмотрении гражданских и экономических дел в судах, возбужденных по инициативе других лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Предлагается, что Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства вправе подать апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
Наряду с этим, в Уголовно-процессуальный кодекс вносится ряд изменений и дополнений, устанавливающих четкие правила возобновления производства по уголовному делу ввиду вновь открывшихся обстоятельств, согласно которым, это право могут реализовать не только прокурор, как это было предусмотрено ранее, но и остальные участники уголовного процесса. Право рассмотрения ходатайства или сообщения о возобновлении производства по делу, ввиду вновь открывшихся обстоятельств, предоставляется Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда.
Кроме того, конкретизирован порядок вступления в силу и исполнения судебных решений по уголовным делам.
Депутатами подчеркивалось, что после внесения законопроектов инициатором закона проведена активная работа совместно с рабочей группой Комитета по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам. В результате, нормы, вызвавшие несогласие народных представителей, были исключены. В частности, с целью унификации норм процессуальных кодексов внесены изменения и дополнения в около десять статей, включающих новые пункты, внесены новые уточняющие нормы более чем в десяток статей для предупреждения возможных непониманий на практике, а также редакционные поправки во многие статьи.
По мнению парламентариев, предлагаемые изменения и дополнения способствуют унификации порядка пересмотра судебных решений, позволяющий расширить доступ граждан к правосудию, укреплению доверия общества к правосудию, а также имплементацию норм международных стандартов в национальное законодательство.
После постатейного рассмотрения законопроект принят депутатами.
Источник: parliament.gov.uz