Новости 4212
Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан»
В последние годы в стране последовательно осуществляются масштабные реформы, направленные на предупреждение и противодействие коррупции, искоренение коррупциогенных факторов во всех сферах государственного и общественного строительства.
Ведется работа по совершенствованию системы оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации задач и функций, возложенных на государственные органы, внедрению стандартов добропорядочности в систему государственной службы.
Реализуются меры по устранению бюрократических преград и сокращению «теневой экономики» в стране, осуществляются проекты «Сфера без коррупции».
Вместе с тем поставленные задачи по коренному повышению эффективности борьбы с коррупцией обуславливают необходимость создания действенной системы выявления и устранения причин и условий коррупционных проявлений. Также требуется активное вовлечение в данную работу институтов гражданского общества и иных представителей негосударственного сектора.
В целях последовательного исполнения Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики», а также повышения эффективности государственной политики, направленной на предупреждение и противодействие коррупции во всех сферах жизнедеятельности общества и государства:
- Образовать Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан(далее – Агентство).
Установить, что Агентство:
является специально уполномоченным государственным органом, ответственным за формирование и реализацию государственной политики в сфере предупреждения и противодействия коррупции, обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов, средств массовой информации, институтов гражданского общества и иных представителей негосударственного сектора, а также международное сотрудничество в данной сфере;
осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, объективности, подотчетности, открытости и прозрачности независимо от иных государственных органов, организаций и их должностных лиц, подчиняется Президенту Республики Узбекистан и подотчетно палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
возглавляется директором, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Республики Узбекистан. Указы Президента Республики Узбекистан о назначении на должность и освобождении от должности директора Агентства утверждаются Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
- Основными задачами и направлениями деятельности Агентства определить:
обеспечение системного анализа состояния коррупции в стране, а также выявление сфер, наиболее подверженных коррупционным рискам, причин и условий совершения коррупционных правонарушений;
формирование и реализацию государственной политики в сфере предупреждения и противодействия коррупции, государственных и иных программ, направленных на устранение системных причин и условий коррупционных правонарушений, повышение эффективности антикоррупционных мер;
формирование в обществе нетерпимого отношения ко всем проявлениям коррупции путем разработки и реализации комплексных программ, направленных на повышение правового сознания и правовой культуры граждан, распространения информации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции, а также организации антикоррупционного обучения;
координацию деятельности министерств и ведомств в сфере предупреждения и противодействия коррупции, организацию эффективного взаимодействия государственных органов, средств массовой информации, институтов гражданского общества и иных представителей негосударственного сектора по данным вопросам;
организацию внедрения и эффективного функционирования в органах государственного и хозяйственного управления, на государственных предприятиях и предприятиях, в том числе в банках с государственной долей в уставном капитале, системы внутреннего антикоррупционного контроля («комплаенс-контроль») и других международных инструментов противодействия коррупции, проведение на основе современных методов и информационно-коммуникационных технологий антикоррупционного мониторинга, а также составление рейтинга их деятельности в данной сфере;
обеспечение эффективности антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, а также выработку и реализацию предложений по совершенствованию законодательства, внедрению международных стандартов и лучших зарубежных практик в области предупреждения и противодействия коррупции;
организацию внедрения и эффективного функционирования системы декларирования доходов и имущества государственных служащих, проверок достоверности деклараций, а также обеспечение своевременного реагирования на коррупционные проявления, выявленные в ходе данной работы;
принятие действенных мер по содействию внедрению в государственную службу стандартов добропорядочности («вакцины добропорядочности») и разрешения конфликта интересов, а также осуществлению контроля за их соблюдением;
анализ эффективности системы антикоррупционного контроля в области государственных закупок и использования бюджетных средств, займов международных организаций и иностранных государств, реализации государственных активов, а также выработку предложений по ее совершенствованию;
развитие международного сотрудничества в сфере предупреждения и противодействия коррупции, а также реализацию системных мер по укреплению авторитета страны и повышению ее позиций в международных рейтингах;
организацию социологических, научных и иных исследований состояния, тенденций и причин коррупции, эффективности реализации антикоррупционных мер с выработкой предложений по повышению действенности предупреждения и противодействия коррупции;
обеспечение прозрачности и открытости деятельности по предупреждению и противодействию коррупции, осуществление в этих целях эффективного взаимодействия со средствами массовой информации, институтами гражданского общества и иными представителями негосударственного сектора.
- Установить, что Агентство:
ежегодно подготавливает Национальный доклад о противодействии коррупции в Республике Узбекистан, который подлежит опубликованию в средствах массовой информации, и вносит его на рассмотрение Президенту Республики Узбекистан и палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
взаимодействует с профильными комитетами по противодействию коррупции Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, соответствующим комитетом Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, комиссиями по противодействию коррупции областных и Ташкентского городского, районных и городских Кенгашей народных депутатов;
проводит комплексный анализ результатов расследования коррупционных преступлений, в первую очередь наносящих вред национальным интересам и международному авторитету Республики Узбекистан, об итогах которого информирует Президента Республики Узбекистан и палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
осуществляет контроль за достижением полного возмещения вреда интересам общества и государства, нанесенного коррупционными преступлениями;
осуществляет анализ эффективности системы проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов с внесением предложений по ее совершенствованию;
организует совместно с институтами гражданского общества составление Национального индекса восприятия коррупции, оценивающего в том числе уровень коррупции в разрезе регионов, секторов экономики и других сфер;
устанавливает требование, согласно которому государственный заказчик в целях предотвращения и борьбы с коррупцией в сфере государственных закупок применяет антикоррупционный стандарт ISO 37001;
организует разработку и реализацию региональных программ, направленных на предупреждение коррупции на местах;
предоставляет в порядке, установленном законодательством, средствам массовой информации материалы по коррупционным проявлениям.
- Предоставить Агентству право:
запрашивать, получать и исследовать материалы, связанные с расходованием бюджетных средств, реализацией государственных активов, государственными закупками, осуществлением инвестиционных проектов и выполнением государственных программ;
принимать в установленном порядке нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции;
рассматривать обращения физических и юридических лиц по вопросам коррупции и принимать меры по восстановлению их нарушенных прав и защите законных интересов;
изучать состояние коррупции в деятельности государственных, в том числе правоохранительных органов и организаций;
проводить изучения материалов уголовных дел в соответствии с законодательством, в том числе уголовно-процессуальным, с целью выявления причин и условий совершения коррупционных преступлений, анализа тенденций развития системной коррупции;
передавать по результатам изучения и иных мероприятий материалы в правоохранительные и другие государственные органы для принятия в соответствии с законом мер, в том числе возбуждения уголовных дел, в отношении лиц, в деятельности которых имеются признаки коррупционных правонарушений;
проводить административные расследования по делам о коррупционных правонарушениях;
вносить обязательные для рассмотрения предписания о приостановлении исполнения или отмене решений органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления и их должностных лиц в случае выявления в них признаков коррупции;
вносить в государственные органы, организации и их должностным лицам обязательные для рассмотрения предостережения о недопустимости коррупционных правонарушений, а также представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих проявлению коррупции.
Предостережения, представления и обращения Агентства подлежат обязательному рассмотрению с сообщением в письменной форме о результатах рассмотрения в течение десяти дней.
- Установить, что:
состав работников Агентства укомплектовывается из числа высококвалифицированных специалистов в сфере юриспруденции, экономики, финансов, налогов, аудита, информационно-коммуникационных технологий и по другим специальностям, необходимым для реализации возложенных на Агентство задач;
требования Агентства о представлении документов, материалов и других сведений, проведении ревизий и проверок, выделении специалистов, устранении коррупционных правонарушений, причин и условий, им способствующих, обязательны для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, их должностными лицами и гражданами;
работники Агентства в пределах своей компетенции вправе беспрепятственно посещать государственные органы и организации, правоохранительные органы, места содержания задержанных, заключенных под стражу, учреждения по исполнению наказания, знакомиться с документами с целью изучения и анализа причин и условий коррупции;
проекты нормативно-правовых актов по вопросам предупреждения и противодействия коррупции в обязательном порядке подлежат согласованию с Агентством.
- Преобразовать Республиканскую межведомственную комиссию по противодействию коррупции и ее территориальные межведомственные комиссии в Национальный совет Республики Узбекистан по противодействию коррупции(далее – Национальный совет) и его территориальные советы.
Утвердить состав Национального совета Республики Узбекистан по противодействию коррупции согласно приложению.
Определить Агентство рабочим органом Национального совета.
Агентству обеспечивать эффективное организационно-методическое сопровождение деятельности Национального совета, в том числе разработку планов работы и контроля за их выполнением, а также организацию совместно с органами государственной власти и управления и институтами гражданского общества исполнения решений, принятых Национальным советом.
- Агентству в трехмесячный срок обеспечить:
укомплектование Агентства высококвалифицированными кадрами, прежде всего из числа лиц с практическим опытом работы в сфере борьбы с коррупцией, способными на профессиональном уровне выполнять возложенные на Агентство задачи;
разработку пакета актов, регламентирующих организацию деятельности Агентства, включая положения о подразделениях Агентства и правила этического поведения его работников.
Установить, что:
укомплектование Агентства работниками осуществляется на конкурсной основе в порядке, определяемом Агентством в соответствии с международными стандартами;
работники, впервые принимаемые на работу в Агентство, проходят обучение в Академии Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан с отрывом от работы по специальным образовательным программам, включающим теоретические и практические вопросы предупреждения и противодействия коррупции, изучение зарубежного опыта и международных стандартов.
- Агентству:
а) совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством юстиции, Агентством развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан и иными заинтересованными ведомствами принять меры по поэтапному внедрению, в том числе с привлечением средств международных организаций, в 2020–2021 годах во всех органах государственного и хозяйственного управления системы внутреннего антикоррупционного контроля («комплаенс-контроль»);
б) совместно с Министерством финансов и Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан в целях повышения ответственности и искоренения коррупции в сфере государственных закупок в трехмесячный срок внести предложения по:
повышению ответственности за нарушение требований Закона Республики Узбекистан «О государственных закупках», в том числе за нарушения при определении видов закупочных процедур и условий определения исполнителей;
внедрению порядка обязательного опубликования договоров, заключенных в рамках государственных закупок, а также осуществления государственных закупок путем конкурсных и тендерных торгов исключительно в электронной форме с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
в) совместно с Антимонопольным комитетом, Министерством финансов, Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством юстиции, Центральным банком и Счетной палатой Республики Узбекистан в трехмесячный срок провести изучение состояния соблюдения законодательства в области государственных закупок, управления и использования государственной собственности, в том числе в сферах жилищно-коммунального хозяйства, водного хозяйства, строительства и энергетики;
г) совместно с Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан на постоянной основе проводить дистанционный мониторинг в целях выявления и принятия мер по предотвращению конфликта интересов в государственных закупках, касающихся аффилированности, в том числе конечных бенефициарных собственников участников закупок.
- Возложить на Агентство задачи и полномочия Национального координатора Республики Узбекистан по:
обеспечению работы в рамках Стамбульского плана действий Сети по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии Организации экономического сотрудничества и развития, а также реализации выработанных рекомендаций;
осуществлению мер, связанных с выполнением положений Конвенции ООН против коррупции и иных международных договоров Республики Узбекистан в сфере противодействия коррупции, а также координации деятельности в данной сфере.
- Агентству совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан в трехмесячный срок обеспечить разработку и внедрение:
электронной платформы «E-Anticor.uz», позволяющей проводить мониторинг и оценку эффективности деятельности органов государственной власти и управления в сфере противодействия коррупции, а также государственных и иных программ в данной сфере;
специального мобильного программного обеспечения, позволяющего информировать Агентство о фактах коррупции;
комплекса мер по обеспечению доступа Агентства к информационным базам данных органов государственного и хозяйственного управления и иных организаций.
- Агентству совместно с Министерством юстиции, Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами, с привлечением международных экспертов, разработать:
в двухмесячный срок – «дорожную карту» по улучшению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах в сфере противодействия коррупции и внести ее в Республиканский совет по работе с международными рейтингами и индексами;
в трехмесячный срок – проекты законов Республики Узбекистан «Об Агентстве по противодействию коррупции Республики Узбекистан», «О декларировании доходов, имущества и конфликта интересов государственных служащих», а также «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов» и внести их в Администрацию Президента Республики Узбекистан;
в трехмесячный срок – «дорожную карту» по дальнейшей имплементации международных антикоррупционных стандартов в законодательство Республики Узбекистан и внести в Национальный совет для рассмотрения и утверждения.
- Министерству финансов Республики Узбекистан:
принять в установленном порядке меры по выделению средств на расходы, связанные с осуществлением деятельности Агентства, в том числе ремонтом помещений и оснащением мебелью и иными материально-техническими средствами;
начиная с 2021 года ежегодно предусматривать в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан отдельной статьей средства, необходимые для финансирования деятельности Агентства и мер по предупреждению и противодействию коррупции.
- Кабинету Министров совместно с хокимиятом города Ташкента в двухнедельный срок внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложение по размещению Агентства.
- Генеральной прокуратуре, Службе государственной безопасности, Министерству внутренних дел, Национальной гвардии Республики Узбекистан оказывать всестороннее содействие Агентству при реализации возложенных на него задач.
- Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана регулярно организовывать в средствах массовой информации публикации и тематические передачи по освещению целей и задач настоящего Указа.
- Агентству совместно с Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
- Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
29 июня 2020 года