Новости 3010
Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения гарантий прав ребенка»
В целях кардинального совершенствования институциональных и правовых основ надежной защиты прав, свобод и законных интересов детей, раннего предупреждения безнадзорности и совершения правонарушений среди детей, обеспечения исполнения результатов обсуждений, проведенных с широкой общественностью по вопросам государственной поддержки детей с инвалидностью и детей, оставшихся без попечения родителей, а также задач, определенных в Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека:
- Одобрить предложения палат Олий Мажлиса по:
учреждению института Уполномоченного Олий Мажлиса по правам ребенка (далее – Детский омбудсман);
упразднению должности заместителя Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) – Уполномоченного по правам ребенка.
- Установить, что:
Детский омбудсман осуществляет свои полномочия самостоятельно и независимо от государственных органов и их должностных лиц, подотчетен в своей деятельности палатам Олий Мажлиса;
Детский омбудсман избирается Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса сроком на пять лет;
кандидатура на должность Детского омбудсмана вносится на рассмотрение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан Президентом Республики Узбекистан.
- Преобразовать Республиканскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних, межведомственные комиссии по делам несовершеннолетних Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов (городов) соответственно в Национальную комиссию по вопросам детей (далее – Национальная комиссия), комиссии по вопросам детей Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента и районов (городов) (далее – территориальные комиссии) соответственно.
Определить основными задачами Национальной комиссии:
обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка, его здорового образа жизни;
оказание содействия в физическом, интеллектуальном, духовном и нравственном воспитании детей;
принятие мер по предупреждению лишения детей попечения родителей;
организацию разработки и реализации государственных и иных программ в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди детей, а также контроля за их исполнением;
проведение оценки, мониторинг и повышение эффективности принимаемых мер по защите прав, свобод и законных интересов детей;
выявление и анализ причин и условий системных недостатков, а также их устранение путем совершенствования правоприменительной практики и законодательства;
сбор, хранение, обработку, анализ информации по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей, а также ее использование в целях повышения эффективности деятельности соответствующих органов и учреждений;
осуществление координации деятельности государственных органов и организаций, а также территориальных комиссий по защите прав, свобод и законных интересов детей.
Определить, что Национальная и территориальные комиссии при организации деятельности по вопросам, отнесенным к их компетенции, имеют право привлекать соответствующие государственные органы, включая правоохранительные.
- Утвердить:
Состав Национальной комиссии по вопросам детей согласно приложению № 1;
Типовой состав комиссий по вопросам детей Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента согласно приложению № 2;
Типовой состав комиссий по вопросам детей районов (городов) согласно приложению № 3.
Кабинету Министров в месячный срок утвердить положение о Национальной комиссии и типовое положение о территориальных комиссиях.
- Установить порядок, в соответствии с которым Национальная комиссия ежегоднопредставляет информацию о своей деятельности Сенату Олий Мажлиса, территориальные комиссии ежеквартально – Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, Кенгашам народных депутатов областей, города Ташкента, районов (городов) соответственно.
- Образовать с 1 сентября 2021 года:
Сектор по вопросам защиты детей в составе Секретариата по вопросам образования и здравоохранения Кабинета Министров численностью 3 штатные единицы, финансируемые за счет средств Государственного бюджета (далее – Сектор Кабинета Министров);
секретариаты по вопросам защиты детей в Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента за счет оптимизации действующей должности секретаря в региональных межведомственных комиссиях по делам несовершеннолетних, а также одной штатной единицы должности специалиста в секторе социальной защиты и поддержки детей Министерства народного образования Республики Каракалпакстан, управлений народного образования областей и города Ташкента;
секторы по защите детей в хокимиятах районов (городов) за счет оптимизации действующей должности секретаря в межведомственных комиссиях по делам несовершеннолетних районов (городов), а также должности методиста по социальной защите детей в районных (городских) отделах народного образования.
Установить, что штатные единицы Сектора Кабинета Министров формируются за счет сокращения трех штатных единиц органов прокуратуры.
- Возложить на Секретариат по вопросам образования и здравоохранения Кабинета Министров следующие дополнительные задачи:
обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, определение мер по реализации государственной политики в данном направлении;
совершенствование правовых основ гарантий прав ребенка;
обеспечение соблюдения актов законодательства о гарантиях прав ребенка;
обеспечение открытости и гласности деятельности государственных органов и их должностных лиц по обеспечению и защите прав, свобод и законных интересов ребенка;
решение вопросов поддержки детей, нуждающихся в социальной защите;
обеспечение взаимодействия органов государственного управления, органов государственной власти на местах, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций в области опеки и попечительства;
обеспечение приоритета семейной формы воспитания детей;
создание и совершенствование механизмов поощрения лиц, заботящихся о детях, оставшихся без попечения родителей;
ведение мониторинга условий жизни и воспитания детей, принятых на воспитание в семью (патронат);
организацию разработки и реализации, а также осуществление контроля за исполнением государственных и иных программ по работе с лицами, нуждающимися в установлении опеки или попечительства;
установление мониторинга за выделением и доведением до адресатов средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
организацию социально-правовой защиты и оказание содействия в обеспечении занятости молодых людей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, окончивших воспитательные учреждения;
оказание содействия в медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;
принятие мер по выявлению и устройству детей, оставшихся без присмотра, без надзора и не имеющих определенного места жительства.
- Определить, что Сектор Кабинета Министров, секретариаты по вопросам защиты детей Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, а также секторы по защите детей хокимиятов районов (городов) выполняют задачи рабочего органасоответственно Национальной и территориальных комиссий.
- Утвердить:
Организационную структуру Сектора по вопросам защиты детей Кабинета Министров согласно приложению № 4;
Типовую структуру секретариатов по вопросам защиты детей Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента согласно приложению № 5;
Типовую структуру секторов по защите детей хокимиятов районов (городов) согласно приложению № 6.
- Установить, что:
а) деятельность секретариатов по вопросам защиты детей Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, а также секторов по защите детей хокимиятов районов (городов) координируется Секретариатом по вопросам образования и здравоохранения Кабинета Министров;
руководители секретариатов по вопросам защиты детей Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, а также начальники секторов по защите детей хокимиятов районов (городов) назначаются на должность и освобождаются от должности по согласованию с Секретариатом по вопросам образования и здравоохранения Кабинета Министров;
б) на работу в Сектор Кабинета Министров и территориальные подразделения Секретариата Кабинета Министров, как правило, принимаются в первую очередь граждане, имеющие высшее образование в таких сферах, как «психология», «юриспруденция» и «социальная работа».
- Утвердить План мер по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения гарантий прав ребенка согласно приложению № 7.
- В целях поддержки, защиты законных прав и интересов, повышения духовности и содержательной организации свободного времени детей возложить персональную ответственность на:
Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента – за предупреждение безнадзорности и беспризорности детей, профилактику правонарушений и других антисоциальных действий среди детей, а также своевременное обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, входящих в данную категорию, в возрасте 18-23 лет, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилья в регионах;
командующего Национальной гвардией Джураева Р. – за проведение среди детей, особенно детей, оставшихся без попечения родителей, духовно-просветительских и культурных мероприятий в духе патриотизма, принятие мер по развитию детских видов спорта и привлечению к ним детей;
Детского омбудсмана – за обеспечение надежной защиты прав, свобод и законных интересов детей, предупреждение лишения их попечения родителей, осуществление мониторинга соблюдения прав ребенка в деятельности государственных органов и иных организаций, специализированных учебно-воспитательных учреждений и воспитательных колоний;
заместителя министра внутренних дел Абдуллаева Б. – за предупреждение безнадзорности и беспризорности детей, профилактику правонарушений и других антисоциальных действий среди детей, выявление и устранение способствующих им причин и условий;
министра здравоохранения Хаджибаева А. – за проведение диагностики, лечение и медико-социальную реабилитацию детей, регулярно употребляющих спиртные напитки, принимающих наркотические, психотропные или иные вещества, влияющие на интеллектуально-волевую деятельность, а также оказание качественной медицинской помощи детям в приоритетном порядке;
министра народного образования Шерматова Ш. – за ведение учета детей, находящихся в социально опасном положении, систематически пропускающих занятия в образовательных учреждениях по неуважительным причинам, устранение таких случаев, принятие мер по привлечению детей с особыми образовательными потребностями к инклюзивному образованию, внесение Детскому омбудсману информации по данным вопросам на постоянной основе;
министра дошкольного образования Шин А. – за создание достойных условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста, их поэтапный полный охват дошкольным образованием, обеспечение получения образования на основе установленных льгот детям, принятым на воспитание в семью, и детям из семей, нуждающихся в социальной поддержке, а также введения новых льгот;
министра культуры Назарбекова О. – за создание и расширение условий, необходимых для реализации творческого потенциала детей, принятие мер по развитию индивидуальных особенностей, повышению потенциала и полноценной реализации талантов детей;
заместителя министра туризма и спорта Каримова А. – за привлечение детей к регулярным занятиям спортом, повышение качества детского спортивного образования, дальнейшее развитие детского спорта посредством расширения сети объектов детского спорта во всех регионах, особенно в сельской местности и отдаленных районах;
министра занятости и трудовых отношений Хусанова Н. – за организацию обучения востребованным на рынке труда профессиям детей, особенно выпускников общих средних и средних специальных образовательных учреждений, не поступивших в высшие образовательные учреждения и изъявивших желание овладеть профессией.
- Рекомендовать Законодательной палате Олий Мажлиса пересмотреть проект закона «О Детском омбудсмане» исходя из требований настоящего Указа.
- Рекомендовать Детскому омбудсману совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
- Рекомендовать Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана широко освещать суть и содержание, а также практическое значение настоящего Указа.
- Возложить на заместителя Премьер-министра Мусаева Б.А., заместителя советника Президента Республики Узбекистан Кенжаева Д.М., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
О результативности осуществляемых мер ежеквартально информировать Президента Республики Узбекистан.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
9 августа 2021 года.
Источник: УзА