Новости 4050
Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении концепции развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020–2030 годы»
В последние годы реализуются последовательные реформы по эффективному использованию земельных и водных ресурсов, совершенствованию системы управления водными ресурсами, модернизации и развитию объектов водного хозяйства.
Вместе с тем в связи с глобальным изменением климата, ростом численности населения и отраслей экономики, ежегодным повышением его потребности в воде из года в год усиливается дефицит водных ресурсов.
Расходуемый среднегодовой объем воды составляет 51–53 миллиарда кубометров, в том числе 97,2 процента – из рек и саев, 1,9 процента – из коллекторных сетей, 0,9 процента – из подземных источников, сократился по отношению к выделенному лимиту водозабора на 20 процентов.
В целях стабильного водоснабжения населения и всех отраслей экономики республики в 2020–2030 годах, улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель, широкого внедрения рыночных принципов, механизмов и цифровых технологий в водное хозяйство, обеспечения надежной работы объектов водного хозяйства, а также повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов:
- Утвердить:
Концепцию развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020–2030 годы (далее – Концепция) согласно приложению №1;
«Дорожную карту» по реализации в 2020–2022 годах задач, определенных в Концепции развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020–2030 годы, согласно приложению №2.
- Определить приоритетными направлениями Концепции:
совершенствование прогнозирования и ведения учета водных ресурсов, системы формирования и обеспечения прозрачности базы данных;
модернизацию и развитие объектов водного хозяйства (за исключением питьевой воды и системы сточных вод), автоматизацию управления крупными объектами водного хозяйства на основе цифровых технологий, широкое внедрение современных технологий, позволяющих экономить электроэнергию и другие ресурсы, широкое привлечение в сферу иностранных инвестиций, а также обеспечение целенаправленного и эффективного использования выделяемых средств;
обеспечение безопасности и надежной эксплуатации водохранилищ, паводковых водохранилищ и других объектов водного хозяйства;
совершенствование системы управления водными ресурсами, внедрение технологии «Smart Water» («Умная вода») и аналогичных цифровых технологий в ведение учета водопользования и водопотребления;
дальнейшее расширение внедрения водосберегающих технологий орошения в выращивание сельскохозяйственных культур, их государственное стимулирование, привлечение иностранных инвестиций и грантов в данную сферу;
улучшение мелиоративного состояния и обеспечение устойчивости орошаемых земель, оказание содействия в повышении плодородия земель, применение эффективных технологий для снижения уровня и предупреждения засоления почв;
внедрение принципов рыночной экономики в водное хозяйство, в том числе системы поэтапного возмещения водопотребителями части затрат на доставку воды с направлением поступивших средств на своевременный качественный ремонт, восстановление и внедрение цифровых технологий в объекты водного хозяйства и эффективное управление ими;
внедрение государственно-частного партнерства и аутсорсинга
в водное хозяйство, передачу отдельных объектов водного хозяйства в пользование фермерским хозяйствам, кластерам и другим организациям с направлением сэкономленных средств на модернизацию объектов водного хозяйства, оплату труда и стимулирование работников;
внедрение принципов интегрированного управления водными ресурсами, гарантированное обеспечение населения водой, стабильное водоснабжение отраслей экономики, улучшение качества воды и сохранение экологического баланса окружающей среды;
развитие межгосударственных отношений по вопросам использования трансграничных водных ресурсов, разработку и продвижение взаимоприемлемых механизмов совместного управления водными ресурсами и программ эффективного водопользования, обеспечивающих баланс интересов стран Центральной Азии;
подготовку квалифицированных кадров для сферы водного хозяйства, совершенствование системы повышения квалификации работников, развитие взаимного сотрудничества сфер образования, науки и производства, а также внедрение достижений науки и ноу-хау в производство.
Определить, что поэтапная реализация Концепции осуществляется посредством стратегий развития водного хозяйства Республики Узбекистан, утверждаемых каждые три года, исходя из приоритетных направлений, а также целевых параметров
и показателей на соответствующий период.
- Министерству водного хозяйства Республики Узбекистан путем реализации приоритетных направлений, определенных в Концепции, обеспечить достижение до 2030 года следующих показателей:
повышения коэффициента полезного действия систем орошения с 0,63 до 0,73;
уменьшения площади орошаемых земельных площадей с низким уровнем водообеспечения с 560 тысяч гектаров до 190 тысяч гектаров;
уменьшения засоленных орошаемых земельных площадей на 226 тысяч гектаров;
уменьшения годового объема потребления электроэнергии насосными станциями системы Министерства водного хозяйства на 25 процентов;
установки приборов измерения и контроля воды «Smart Water» («Умная вода») на всех объектах ирригационной системы с внедрением цифровых технологий в процесс ведения учета воды;
автоматизации процессов управления водой на 100 крупных объектах водного хозяйства;
доведения общей площади земель, охваченных водосберегающими технологиями при орошении сельскохозяйственных культур, до 2 миллионов гектаров, в том числе технологиями капельного орошения – до 600 тысяч гектаров;
реализации в водном хозяйстве 50 проектов на основе принципов государственно-частного партнерства.
- Министерству водного хозяйства Республики Узбекистан:
а) в месячный срок в целях полного и своевременного выполнения задач, предусмотренных настоящим Указом, создать ответственное управление численностью 4 штатные единицы в рамках общей предельной численности работников, выделенных организациям в системе водного хозяйства, финансируемых из республиканского бюджета с привлечением зарубежных специалистов.
Установить, что привлечение зарубежных экспертов осуществляется за счет внебюджетных средств министерства, а также грантов и средств технической помощи международных финансовых институтов;
б) вносить в установленном порядке предложения в рамках ежегодных норм, устанавливаемых для внешнего государственного долга при привлечении средств международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых учреждений при формировании проектов развития водного хозяйства;
в) по итогам каждого года вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан информацию об эффективности проектов, реализуемых за счет привлеченных средств международных финансовых учреждений и зарубежных правительственных финансовых учреждений.
- Разрешить передавать на условиях государственно-частного партнерства функции Министерства водного хозяйства по управлению объектами водного хозяйства, расположенных на землях кластеров, взявших данные сельскохозяйственные посевные земли на свой баланс,на основе прямых переговоров.
Министерству водного хозяйства совместно с Агентством по развитию государственно-частного партнерства при Министерстве финансов Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров перечень объектов водного хозяйства, находящихся на балансе Министерства водного хозяйства, передаваемых частному сектору на условиях государственно-частного партнерства.
- Установить, что средства, сэкономленные за счет поэтапного сокращения энергопотребления насосных станций системы Министерства водного хозяйства, внедрения принципов рыночной экономики, аутсорсинга и механизмов государственно-частного партнерства в сельское хозяйство, направляются на модернизацию водохозяйственных сооружений, совершенствование материально-технической базы и поэтапное повышение оплаты труда работников водохозяйственных организаций.
- Министерству водного хозяйства совместно с Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством финансов Республики Узбекистан в срок до 1 октября 2020 года внести в Кабинет Министров предложение о совершенствовании системы повышения квалификации руководителей и специалистов системы водоснабжения, при этом принять во внимание критерии:
конкретного определения форм, порядка и этапов организации процессов непрерывного повышения квалификации, а также источника финансирования;
непрерывного повышения квалификации и проведения аттестации руководящих работников водного хозяйства, внедрения
в практику системы непрерывного повышения квалификации, предоставляющей им возможность профессионального саморазвития на постоянной основе.
- Рекомендовать палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан:
установление парламентского и общественного контроля за своевременной и эффективной реализацией Концепции;
обеспечение ежеквартального заслушивания на заседаниях Сената, Законодательной палаты и, соответственно, Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан и Кенгашей народных депутатов областей информации министерств и ведомств, а также Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимов областей о проделанной работе.
- Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана совместно с Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации сути и содержания, а также целей и задач настоящего Указа.
- Министерству водного хозяйства совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
- Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам развития аграрной и продовольственной сфер Барноева У.И.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
10 июля 2020 года.