Новости 2689
Указ Президента Республики Узбекистан "Об утверждении стратегии модернизации, ускоренного и инновационного развития строительной отрасли Республики Узбекистан на 2021–2025 годы"
В целях дальнейшего совершенствования строительной отрасли, формирования механизмов последовательного развития органов и учреждений архитектуры и строительства, обеспечения эффективности системы государственного управления, прогрессивного внедрения в сферу цифровых технологий:
- Определить основными направлениями модернизации, ускоренного и инновационного развития строительной отрасли Республики Узбекистан:
градостроительное развитие территорий и обеспечение эффективного участия общественности в данном процессе;
повышение качества и безопасности градостроительной деятельности;
обеспечение эффективности, рациональности и прозрачности административных процедур в области градостроительной деятельности, а также повышение эффективности деятельности организаций строительной отрасли;
цифровизацию градостроительной деятельности, внедрение в отрасль современных информационно-коммуникационных технологий;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, развитие научного потенциала в области градостроительной деятельности.
- Утвердить:
Стратегию модернизации, ускоренного и инновационного развития строительной отрасли Республики Узбекистан на 2021–2025 годы (далее – Стратегия) согласно приложению № 1;
«Дорожную карту» по реализации в 2021–2025 годах Стратегии модернизации, ускоренного и инновационного развития строительной отрасли Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
- Установить Целевые показатели по реализации Стратегии модернизации, ускоренного и инновационного развития строительной отрасли Республики Узбекистан на 2021–2025 годы согласно приложению № 3, предусматривающие:
улучшение позиции Республики Узбекистан в международном Индексе «Ведение бизнеса» (Doing Business Index) по направлению «получение разрешений на строительство» (Dealing with Construction Permits) с текущих 61,7 балла до 78,2 балла к концу 2025 года;
достижение к 2025 году гармонизации национальных градостроительных норм и правил с международными нормативами и стандартами на уровне не менее 50 процентов с учетом геологических, природно-климатических, сейсмологических и других особенностей Республики Узбекистан;
достижение к 2025 году охвата генеральными планами всех городов и 25 процентов городских поселков;
обеспечение к 2025 году создания дополнительно четырех электронных платформ в рамках Национальной информационной системы «Прозрачное строительство», а также их интеграции с межведомственными информационными системами и базами данных;
достижение к 2025 году доли внедрения «объемного» метода разработки проектно-сметной документации до 50 процентов от общего количества объектов строительства в республике;
вхождение к 2025 году одного из высших образовательных учреждений в сфере архитектуры и строительства в перечень лучших высших образовательных учреждений стран Азии (топ - 1000) в рейтингах международно признанных организаций.
- Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2021 года в целях обеспечения общественного контроля за строительством:
а) генеральные планы населенных пунктов утверждаются с учетом результатов общественного обсуждения. При этом общественное обсуждение генеральных планов населенных пунктов осуществляется в следующем порядке:
I этап – ознакомление граждан со сроками, местом и порядком проведения общественного обсуждения;
II этап – проведение общественного обсуждения (обсуждения, социальные опросы, сбор мнений жителей, землепользователей и собственников объектов недвижимости и другие способы) по проекту генерального плана населенного пункта;
III этап – анализ общественного мнения на основе фиксированных результатов общественного обсуждения;
IV этап – информирование населения о результатах общественного обсуждения в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет;
б) внедряется возможность осуществления общественной экспертизы генеральных планов населенных пунктов на предмет соответствия правам и законным интересам юридических и физических лиц, интересам общества и государства;
в) вводится механизм разработки альтернативного генерального плана населенного пункта или внесения в него изменений (корректировки) по инициативе субъектов общественного контроля, не согласных с предложенным генеральным планом населенного пункта;
г) организация общественного обсуждения проектов генеральных планов населенных пунктов возлагается на органы государственной власти на местах.
- Установить, что с 1 марта 2021 года:
а) строительство и реконструкция зданий и сооружений, в том числе индивидуальных жилых домов, этажностью более двух этажей (без учета цокольного этажа), высотой более 12 метров от поверхности земли и (или) общей площадью более 500 квадратных метров осуществляются с обязательным проведением экспертизы проектной документации объекта и установлением государственного строительного контроля объекта территориальными инспекциями по контролю в сфере строительства при Министерстве строительства;
б) запрещается:
застройщикам – физическим и юридическим лицам, за исключением организаций, осуществляющих строительно-монтажные работы в качестве основного вида деятельности, самостоятельно (хозяйственным способом), без заключения договора строительного подряда со строительной организацией, осуществлять строительство и реконструкцию зданий и сооружений этажностью более двух этажей (без учета цокольного этажа), высотой более 12 метров от поверхности земли и (или) общей площадью более 500 квадратных метров;
осуществление строительства многоэтажных многоквартирных домов на земельных участках, расположенных в функциональных зонах территорий населенных пунктов, не предназначенных для такого вида строительства;
увеличение этажности (надстройка) существующих зданий и сооружений, в том числе индивидуального жилья, без проведения экспертизы проектной документации;
увеличение этажности строящихся зданий и сооружений (путем изменения проектной документации) без проведения экспертизы измененной проектной документации;
в) положительное экспертное заключение по проектной документации признается действительным при условии его внесения экспертной организацией в «Единый реестр экспертных заключений» Национальной информационной системы «Прозрачное строительство», за исключением экспертных заключений по проектной документации, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
- Разрешить Министерству строительства осуществлять государственные закупки работ (товаров, услуг) по разработке и переработке национальных нормативных документов в области технического регулирования, государственных стандартов, а также адаптацию зарубежных нормативных документов в сфере градостроительной деятельности по прямым договорам с последующим размещением информации о них на специальном информационном портале государственных закупок не позднее трех дней с даты заключения.
- Министерству строительства (Закиров Б.И.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить:
в двухмесячный срок внесение в Кабинет Министров проекта нормативно-правового акта, предусматривающего совершенствование механизма правового регулирования в сфере индивидуального жилищного строительства, обратив особое внимание на обеспечение сейсмической и пожарной безопасности в данной сфере;
до 1 декабря 2020 года внесение на утверждение в Кабинет Министров проекта Временного положения о порядке проведения электронных государственных закупок в сфере строительства;
до 1 июня 2021 года разработку Единого административного строительного регламента, предусматривающего регламентацию всех процессов строительства, от первичных разрешительных документов, разработки проектно-сметной документации, ее экспертизы до ввода объектов в эксплуатацию;
до 1 июня 2021 года внесение в Кабинет Министров предложений по поэтапному внедрению принципов страхования в проектно-изыскательскую и строительную деятельность на основе изучения передового международного опыта;
до 1 августа 2021 года внедрение системы антикоррупционного комплаенса Министерства строительства, а до 1 января 2022 года – получение сертификата соответствия международному стандарту ISO:37001 (Система менеджмента противодействия коррупции);
до 1 сентября 2021 года создание электронной системы «Внимательный гражданин», позволяющей гражданам самостоятельно получать информацию о строящихся объектах, выявлять незаконное строительство, фиксировать (в виде фото- и видеоматериалов) выявленные нарушения на строительных объектах и отправлять их уполномоченным органам по контролю в сфере строительства;
до 1 марта 2022 года разработку Программы «Нулевой травматизм на строительных площадках», основанной на внедрении Концепции Международной ассоциации социального обеспечения (ISSA);
до 1 июля 2022 года разработку и внедрение территориального «дизайн-кода» с учетом целевого назначения элементов городской среды, традиционной архитектуры и культуры, а также природно-климатических условий местности;
начиная с 2022 года ежегодно до 1 декабря разработку и внесение в Кабинет Министров проекта нормативно-правового акта об утверждении Программы мер по реализации данной Стратегии в следующем году с проведением глубокого анализа исполнения задач текущего года.
- Министерству занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.Б.) и Министерству иностранных дел (Камилов А.Х.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 июня 2021 года изучить целесообразность присоединения Республики Узбекистан к Конвенции Международной организации труда № 167 о безопасности и гигиене труда в строительстве (Женева, 20 июня 1988 года) и внести по результатам обоснованные предложения в Кабинет Министров.
- Министерству финансов (Ишметов Т.А.), Министерству экономического развития и сокращения бедности (Норкулов И.И.) ежегодно при формировании параметров Государственного бюджета предусматривать выделение необходимых средств по направлениям при реализации мер, указанных в «Дорожной карте» по реализации Стратегии.
- Передать Главное управление строительства города Ташкента и отделы строительства районов города Ташкента в подчинение Министерству строительства.
Министерству строительства (Закиров Б.И.) в двухмесячный срок пересмотреть задачи, функции и организационные структуры Главного управления строительства города Ташкента и отделов строительства районов города Ташкента и внести предложения в Администрацию Президента Республики Узбекистан.
- Рекомендовать палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан:
установление парламентского контроля за своевременной и эффективной реализацией Стратегии;
ежеквартальное заслушивание на заседаниях Сената и Законодательной палаты отчетов о проделанной работе министерств и ведомств, а также хокимов областей и города Ташкента в рамках реализации Стратегии.
- Внести изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 4.
- Министерству строительства (Закиров Б.И.) совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
- В целях эффективной организации исполнения настоящего Указа заместителям Премьер-министра(Раматов А.Ж., Кучкаров Д.А., Умурзаков С.У.):
определить первоочередные задачи ответственных министерств и ведомств по обеспечению полного и своевременного достижения предусмотренных настоящим Указом показателей и координировать их деятельность;
обеспечить своевременное выделение, адресное расходование и полное освоение необходимых средств;
ежемесячно заслушивать отчеты ответственных лиц о проделанной работе;
вносить предложения о применении мер воздействия в отношении должностных лиц, не обеспечивших полное и своевременное выполнение возложенных на них задач, вплоть до их освобождения от занимаемой должности;
Министру строительства Закирову Б.И.:
в двухнедельный срок создать межведомственные рабочие группы по намеченным приоритетным направлениям развития строительной отрасли;
принять меры по оперативному решению на месте текущих проблем, возникающих в процессе достижения предусмотренных настоящим Указом показателей.
- Ежеквартальное обсуждение исполнения настоящего Указа, координацию и контроль за деятельностью органов, ответственных за исполнение, возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж. и министра строительства Закирова Б.И.
Представлять Президенту Республики Узбекистан по итогам каждого квартала информацию о результативности осуществляемых мер.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
27 ноября 2020 года.