Новости 5022
Гулрух АГЗАМОВА: Принцип политической и экономической сдержанности
Насколько обсуждаема в последние дни пандемия коронавируса, настолько и важен для политиков и экономистов вопрос сотрудничества Узбекистана с Евразийским экономическим союзом. Он рассматривается ежедневно. Правительство проявляет политическую сдержанность, взвешивая все плюсы и минусы.
Разберем по порядку. Во-первых, понятие «экономический» в названии «Евразийский экономический союз» не исключает независимость, политические, геополитические, культурные, национальные интересы. Во-вторых, рабочая группа должна оценить все возможные риски.
В данное время вопрос не стоит, присоединится ли Узбекистан к ЕАЭС или нет. Важнее определить влияние сотрудничества, его перспективы. Есть противоречащие позиции и мнения экспертов, поэтому особенно важно во всем разобраться.
В статье 4 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в Астане 29 мая 2014 года, говорится, что основными целями Евразийского экономического союза являются создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках союза. А также всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики. Это соответствует целям Стратегии действий, которая закладывает основы новой экономической политики Узбекистана.
При сотрудничестве с ЕАЭС повысится конкурентоспособность деловых кругов. Требования и правила рынка с населением 185 миллионов человек будут одинаковыми для всех. Здесь уместны вопросы. Обеспечивает ли наша республика полностью свой рынок? Какие отрасли, кроме сельского хозяйства и текстильной промышленности, смогут конкурировать с продукциями других стран — членов организации? Увеличится ли наша доля на зарубежных рынках или наоборот?
В июне 2019 года глава государства на XX пленарном заседании Сената сказал, что Узбекистану необходимы новые рынки сбыта, остановившись на преимуществах соседних с Узбекистаном стран по географическому положению: «Мы далеки от дорог. У наших соседей есть выход к морю. Мы сейчас много импортируем, но каждый доллар — это наше богатство, потому что мы платим валюту. В Россию мы выходим через Казахстан, у которого свои интересы. Никто не собирается облегчать нам путь». Так что сотрудничество Узбекистана с ЕАЭС может снизить рост импорта и развитие многих узбекских предприятий.
Говоря о сотрудничестве с ЕАЭС, поднимаются вопросы занятости, медицинского страхования и пенсий трудовых мигрантов. Кроме того, трудности, возникшие при возвращении миллионов мигрантов на родину в результате карантина, связанного с пандемией коронавируса, требуют глубже вникнуть в данный вопрос. Когда мигрантов миллионы, это говорит только об одном — столько человек не смогли найти работу в своей стране. То есть, это признак существующей безработицы. Необходимо решать проблему занятости, к которой нельзя отнестись как к временной. Такой взгляд на актуальный вопрос для вступления в ЕАЭС не подойдет.
Российская Федерация является ведущим государством в Евразийском экономическом союзе как в политическом, так и экономическом отношении, и учредила организацию для сохранения своего геополитического влияния в регионе. Не исключено, что этот союз в конечном итоге превратится в политический блок.
Нужно также учесть, что Россия не единственный инвестор и поставщик технологий в Узбекистане. Хорошим партнером нашей страны является и Китай, с которым по развитию данной сферы определены конкретные меры на ближайшие 10—20 лет.
Следует отметить, что экономики России и Узбекистана резко различаются. Годовой товарооборот между нашими странами — четыре миллиарда долларов, из которых на экспорт Узбекистана приходится только четверть. Остальные товары импортируются из России. Такие требования, как открытие границ, снижение таможенных пошлин на импорт и отмена акцизов, могут значительно ослабить узбекскую экономику.
Если рассматривать вопрос с геополитической стороны, то Узбекистан всегда сохранял дистанцию в отношениях с ведущими мировыми странами — США, Россией и Китаем, придерживаясь равновесия. А политика сдержанности ценится субъектами международных отношений. Вступление же в Евразийский экономический союз может пошатнуть устоявшееся в стране мнение, и это тогда, когда Узбекистан формирует нынешний позитивный имидж во внешней политике.
Национальные интересы страны, сохраняющей внешний и внутренний суверенитет, имеют принципиальное значение. При интеграции в ЕАЭС необходимо руководствоваться принципами политической и экономической сдержанности.
Гулрух АГЗАМОВА,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,
член фракции СДПУ «Адолат»