Новости 2477
Можно ли построить «Цифровой Узбекистан» без доступа к интернету?
Узбекистан отстает от других рынков Центральной Азии по беспроводной связи и доступу к широкополосной мобильной связи, скорости Интернета. При этом в стране существует четкий спрос на цифровые услуги. Первым шагом в построении цифровой экономики является создание инфраструктуры, являющейся универсальной по покрытию и доступности.
По оценкам группы Всемирного банка «Создание рынков в Узбекистане», около 17,2 миллионов — примерно 53 процента населения Узбекистана — испытывают постоянные проблемы с покрытием и использованием связи. Она включает тех, кто живет в местах без покрытия мобильной или фиксированной связи, а также тех, кто живет в местах с покрытием, но не использует Интернет из-за недоступности, недостатка цифровых навыков или отсутствия любого соответствующего цифрового контента.
В рейтинге Speedtest Global Index (декабрь 2019 года), по скорости фиксированного интернета (загрузка) Узбекистан занимает 108 место (22,49 Мбит/с) среди 177 стран. Это, конечно, выше показателей прошлого года — 131 место (11,31 Мбит/с), но в сравнении с лидерами списка это существенно мало. Так, скорость фиксированного интернета (загрузка) в Сингапуре, который по данному показателю, занимает первое место, составляет 200,12 Мбит/с, то есть почти в 10 раз выше, чем у нас. Россия занимает 46-е место (61,71 Мбит/с), Беларусь — 56-е место (50,39 Мбит/с), Казахстан — 65-е место (42,53 Мбит/с), Кыргызстан — 85-е место (31,56 Мбит/с).
По численности населения Узбекистан является второй страной в СНГ, а по площади — четвертой. Доступ к фиксированному интернету в основном основан на технологии ADSL, поддерживаемой оптоволоконными соединениями, что составляет около трети широкополосных соединений. В Узбекистане проложено около 24,5 тысячи км оптоволоконных линий. В Кыргызстане, для сравнения, где населения меньше в пять раз, а площадь вдвое меньше площади Узбекистана, имеет примерно 17,5 тысячи оптоволоконных линий.
По данным АК «Узбектелеком», в 2019 году проведено более 12 тысяч км, что обеспечило более 500 тысяч человек доступом к высокоскоростному Интернету. Это около трех процентов жителей, испытывающих проблемы с покрытием и использованием связи.
Учитывая подобные темпы, насколько реально в течение ближайших двух лет обеспечить подключение всех сел и махаллей к сетям высокоскоростного интернета?
Эту задачу определил Президент в Послании Олий Мажлису (24 января 2020 года). Подчеркивалась также необходимость завершения в двухмесячный срок разработки программы «Цифровой Узбекистан — 2030». Стоит отметить, что еще в Послании парламенту 28 декабря 2018 года глава государства говорил о необходимости разработки Национальной концепции цифровой экономики, предусматривающей обновление всех сфер экономики на базе цифровых технологий, и на этой основе внедрить программу «Цифровой Узбекистан–2030».
Более того, Указом Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению дальнейшего развития экономики и повышению эффективности экономической политики» от 8 января 2019 года образован Экономический совет по обеспечению реализации «Дорожной карты» основных направлений структурных реформ Республики Узбекистан на период 2019—2021 годы (во главе с Премьер-министром). Данному Экономическому совету было поручено до 1 декабря 2019 года разработать Стратегию развития национальной цифровой экономики (Цифровой Узбекистан—2030). Сроки уже прошли, а воз и ныне тут.
Для развития цифровой экономики наряду с инфраструктурой важное значение имеет и осуществление административной реформы, в том числе оптимизация административных процедур, автоматизация процессов управления, формирование эффективной системы обмена информацией для своевременного и адекватного реагирования на возникающие вызовы и проблемы.
В числе задач, которые еще предстоит сделать, — повышение уровня открытости и эффективности деятельности исполнительных органов власти, парламента (дальнейшая реализация проектов «Электронное правительство», «Электронный парламент»), обеспечение практической реализации принципа разделения властей при организации системы государственной власти на местах, внедрение четких критериев и процедур создания и упразднения, оптимизации перечня организационно-правовых форм органов исполнительной власти, исключение практики принятия ведомственных нормативно-правовых актов, влекущих коллизию норм, двоякое толкование, коррупциогенные проявления и избыточное государственное регулирование.
Эксперты группы Всемирного банка считают, что важным первым шагом станет отмена государственной монополии на международный шлюз для увеличения пропускной способности международного канала доступа в интернет и уменьшения стоимости международной связи. АК «Узбектелеком» остается монополистом в этой сфере, что приводит с искусственному удержанию высоких цен на интернет. Существует необходимость в модернизации действующих норм для приведения их в соответствие с передовыми практиками и обеспечения их последовательного и постоянного применения операторами. Это обеспечит динамичный, конкурентный рынок. Важно также упрощение порядка получения лицензий и устранения из процесса утверждения ведомств, не связанных с телекоммуникациями.
По оценкам компании Deloitte, если развивающиеся страны, такие как Узбекистан, достигнут уровня проникновения интернета как у развитых рынков, их долгосрочная производительность увеличится на 25 процентов. Узбекистан имеет хорошее положение, чтобы использовать преимущества динамичное цифровой экономики.
Акмал Бурханов
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,
член фракции СДПУ «Адолат»