Новости 1549
Новые субъекты социального партнерства – государство, общество и личность.
Борьба с пандемией научила и продолжает учить нас быть партнёрами, быть союзником, быть соратником.
О позитивах, об отрицательной стороне, об опыте и ущербах карантина уже много написано и наверное ещё предстоит многое осмыслить, оценить, взвесить и …проконтролировать.
Значительную часть этого процесса взяло на себя государство. Президентом Республики Узбекистан Ш.Мирзиёевым приняты ряд востребованных указов, распоряжений и нормативно-правовых актов. Также свою твёрдую позицию Глава государства доводит до каждого гражданина Узбекистана в своих неоднократных обращениях народу.
Решением Кабинета Министров республики определены конкретные задачи, разработаны дорожные карты по поддержке экономики и населения в период коронавирусной пандемии. Выделены бюджетные ссуды отраслям, наиболее подверженным воздействию коронавируса.
Также мы понимаем, что после завершения карантинного периода настанет время учёта, отчёта, контроля, мониторинга, анализа. Обязательно найдутся те, которые возьмутся за это «благородное дело». Как говорится, «учимся на своих ошибках».
Долгое время мы говорили сперва о формировании, затем о повышении медицинской, правовой культуры среди населения. За прошедший период многие из нас осознали насколько мы стали «культурными» в этих вопросах.
Сегодня я хотела бы поразмыслить о культуре общественного контроля. Общественный (civil – англ.), он же гражданский контроль - это деятельность, осуществляемая неправительственными объединениями и отдельными людьми/личностями/гражданами, направленная на выявление и пресечение нарушений различных прав и свобод человека со стороны органов управления и должностных лиц. Она нацелена на защиту интересов людей, пострадавших от таких нарушений, а также на совершенствование права, общественного и государственного управления, обеспечение справедливости.
С учетом зарубежного опыта, основополагающими принципами гражданского контроля являются: активная деятельность того, или иного общественного объединения, независимость, справедливость, полнота, доступность, объективность, доказательность, открытость, публичность, гражданская активность и динамичность. Но есть еще и самоконтроль, который зависит от уровня культуры в обществе.
В европейских и северо-американских странах, где уровень общей культуры достаточно высок, субъектами общественно-правового контроля за деятельностью государственных органов являются: 1) общественные организации, зарегистрированные на территории государства в установленном законом порядке (политические партии, общественные объединения, профсоюзы, правозащитные движения); 2) общественные советы (палаты); 3) СМИ; 4) граждане и другие категории населения.
Говоря об успешной организации общественного контроля на самом высоком уровне можно привести пример Общественных палат, членами которых являются весьма авторитетные люди. Именно об этом было сказано Главой государства Шавкатом Мирзиёевым в своем послании к парламентариям, когда объявил о необходимости создания в стране новой структуры. Для усиления контроля, установления более тесного взаимодействия между государством и народом глава государства предложил создать Общественную палату Республики Узбекистан.
Необходимо отметить, что в республике проделана большая научно-исследовательская работа по разработке механизмов социального партнерства между госорганами и ННО, практикуемых в нашей стране и за рубежом, повышению их роли в решении актуальных задач общественного, социально-экономического и гуманитарного развития страны. Был изучен опыт таких стран, как Россия, Казахстан, Нидерландия, Индия, Канада, Республика Корея, Франция, Германия, Япония и другие.
Также были организованы и проведены конференции, семинары, круглые столы, где обсуждались состояние и общие тенденции политико-правовых основ поддержки развития социального партнерства между госорганами и ННО, роль такого взаимодействия в обеспечении открытости и эффективности деятельности органов государственной власти, привлечения представителей широкой общественности к разработке и реализации актов законодательства, госпрограмм общественного, социально-экономического и гуманитарного развития.
За прошедший период были приняты законы «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «Об экологическом контроле», «О парламентском контроле», «Об электронном правительстве», «О социальном партнерстве», «Об общественном контроле».
Надо признать, что наша жизнь разделилась на «до» и «после» карантина. Мне лично не помниться, чтобы в стране были предприняты такие кардинальные решения. Чтоб весь мир и мой родной край были как одно целое. Чтоб один «вирус» смог стереть с лексикона всего человечества такие понятия как, «нация», «народ», «граница», «государство». И только одна фраза «Оставайся дома» сегодня звучит на разных языках всего мира одинаково трепетно.
Возвращаясь на начало статьи, хотелось бы подчеркнуть, что всем нам предстоит пересмотреть ценности от личностного до общепринятого. Наверняка будут разработаны новые законопроекты. Многие законодательные нормы видоизменятся. Появятся новые кадровые направления. Будет разработан качественно новый формат обучения и т.д.
С одной стороны, появятся дополнительные структуры: «смешанные» общественно-государственного или «делегированного» формы контроля, т.е. различного вида и типа омбудсменов, которые имеют различные наименования: во Франции, - медиатор, в Испании - народный защитник, Великобритании - парламентский уполномоченный по делам администрации, Италии - гражданский защитник, Австрии - Коллегия народной правозащиты, Канаде - уполномоченный по публичным расследованиям, Молдове – парламентские Адвокаты, США - общественный адвокат и помощник граждан и т.д.
С другой, общие и специализированные службы (уполномоченные университетов и школ, больниц и лечебных заведений для заражённых, по защите сотрудников здравоохранения, Национальной гвардии и т.д.).
Постановлением Президента Узбекистана «О дополнительных мерах по повышению эффективности общественного контроля за проводимыми реформами в социально-экономической сфере, а также активности граждан в осуществлении демократических преобразований в стране» от 4 октября 2019 года рекомендовано Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан пересмотреть Закон "Об общественном контроле", предусмотрев внедрение действенных форм общественного контроля, эффективное их применение на практике, а также, вопросы деятельности общественных советов при государственных органах и организациях, их роль и эффективное участие в улучшении состояния дел в соответствующих отраслях.
В целях поднятия на качественно новый уровень управленческих решений на основе анализа общественного мнения, расширения участия граждан в управлении делами государства и общества, обеспечения дальнейшей открытости деятельности государственных органов и организаций, а также в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, на сегодняшний день разработаны предложения по формам общественного контроля и эффективости деятельности общественных советов при государственных органах и организациях.
Народ уже проявил инициативу контролировать деятельность «диванных критиков», кто сидит дома и критикует МВД за жесткие меры правонарушителям карантина. Ведь речь идёт о защите здоровья 34 миллионов граждан. Народная инициатива является достаточно распространённой формой общественного контроля. При этом в Узбекистане подготовлен проект документа, в рамках которого предложено создать группу патриотических блогеров или так называемую "фабрику троллей".
Если мы начали себя контролировать, к окружающим стали более требовательнее, значит общество идёт к выздоровлению, оно готово быть социальным партнёром, быть инициатором общественного контроля.
Гульрух Агзамова,
депутат Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан