Новости 2837
Новый этап в развитии института адвокатуры
В Узбекистане продолжаются кардинальные преобразования, направленные на дальнейшее совершенствование судебно-правовой системы. Современная и развитая правовая система является основой не только гражданского общества и демократии, но и экономического благополучия общества.
В настоящее время поэтапно активно реализуются мероприятия по формированию современной правовой системы. Об этом свидетельствует и вынесение на общественное обсуждение проекта постановления Президента страны "О мерах по дальнейшему совершенствованию института адвокатуры и коренному повышению статуса адвокатов".
Юристы нашей страны с огромной радостью восприняли данный проект. Поскольку в других направлениях судебно-правовой системы принимаются нормативно-правовые акты, направленные на осуществление преобразований, многие ждали и обсуждения проекта документа о дальнейшем совершенствовании института адвокатуры и повышении статуса адвокатов. Институт адвокатуры играет особую роль в обеспечении законности в обществе, ни один другой механизм не может выполнять его функции.
В предлагаемом проекте постановления затронут ряд важных вопросов, таких как институциональная независимость адвокатов, организационно-правовые основы деятельности органов самоуправления адвокатуры, профессиональная независимость адвокатов и дальнейшее совершенствование профессионального объединения адвокатов в соответствии с международными стандартами, усиление гарантий прав адвокатов в судебном процессе, и другие.
Отражение в проекте ряда проблем, препятствующих развитию адвокатуры, позволит определить эффективные меры по их дальнейшему устранению.
Если обратиться к истории, то можно увидеть, что адвокатура, появившаяся в Римской империи еще до нашей эры, охватывала множество вопросов, в том числе определение статуса адвокатов, официальную регистрацию, вступление в профессиональные союзы и сдачу экзаменов по правоведению. Классический состав адвокатуры был сформирован 2000 лет назад, тогда же появились основные цели и проблемы адвокатов, которые изменяются на каждом этапе развития.
К настоящему времени история права всех развитых стран непосредственно связана с адвокатурой. Преграды и проблемы, возникавшие в рамках отдельных правовых систем и политических режимов, устранялись различными путями. Иногда реформаторы слепо следовали зарубежному опыту, из-за чего реформы не давали ожидаемых результатов. Поэтому очень важно, чтобы предлагаемые сейчас реформы исходили из анализа нынешних реалий. Это - дополнительная гарантия того, что они будут результативными.
Радует то, что в документе особое внимание уделено вопросам подготовки и повышения квалификации юридических кадров. Это предвещает продолжение положительных преобразований в данном направлении. Следует отметить, что в последние годы проделана масштабная работа. Создание в каждом регионе юридических колледжей, совершенствование деятельности Ташкентского государственного юридического университета, реформирование Центра повышения квалификации юристов - все это результат внимания к подготовке и повышению квалификации юридических кадров. В дальнейшем преобразования не ограничатся лишь обучением представителей юридической сферы, а охватят также повышение их квалификации в течение всей профессиональной деятельности.
Помимо повышения квалификации, закрепления фундаментальных знаний, время требует и формирования у слушателей конкретных практических навыков. К примеру, в Центре повышения квалификации юристов особое внимание этим аспектам уделяется при разработке учебных программ для слушателей всех категорий. Кроме того, в 2019 году проведено тестирование системы дистанционного обучения, которая была внедрена в практику в начале 2020 года. Нынешние сложные условия пандемии коронавируса демонстрируют, что со временем данная система станет достойной альтернативой традиционному дневному беспрерывному повышению квалификации. В данном проекте особый акцент сделан и на вопросах дальнейшего развития дистанционного обучения.
Вместе с тем согласно действующим положениям, цель в данном направлении - одинаковое и качественное повышение квалификации адвокатов, независимо от того, в каком регионе и в какой сфере они работают. Безусловно, при этом не нужно устанавливать единый порядок. В частности, есть юристы, которые регулярно посещают зарубежные учебные курсы, активно участвуют в международных конференциях, а есть и те, кто работает в отдаленных регионах и которым сложно найти время для обучения и участия в решении актуальных правовых проблем. Сейчас в повышении квалификации нужен дифференцированный подход.
Как показывает зарубежный опыт, к традиционным формам повышения квалификации адвокатов относятся тренинги, лекции, дистанционные, в том числе электронные учебные курсы, вебинары, профессиональные конференции, педагогическая деятельность, издание публикаций.
Считается целесообразным внедрение в дальнейшем практики, которая предусматривает немедленный допуск адвокатов к итоговым экзаменам с подтверждением их участия в учебных процессах, в том числе в проходящих за рубежом мероприятиях, без направления их на курсы обязательного повышения профессиональной квалификации, выдачу им свидетельства об удовлетворительном завершении курсов повышения квалификации.
Для этого адвокатам, которым нужно тратить много времени и сил на самообучение, необходимо будет лишь принимать активное участие в жизни сообщества адвокатов и доказать свою профпригодность. При этом необходимо обеспечить их участие в учебных курсах, направленных на повышение квалификации юристов. Ведь мы не можем полностью отделить адвокатуру от других специальностей и превратить ее в закрытый институт! Целесообразно привлекать лучших адвокатов к обучению всех отечественных юристов на базе Центра повышения квалификации юристов, обеспечить их активное участие в учебном процессе.
Одним словом, представленный проект постановления посвящен важным вопросам. На наш взгляд следует уделять внимание вопросам разработки новых форм взаимоотношений между Палатой адвокатов и учреждениями, занимающимися повышением квалификации юристов, поиску новых методов привлечения практикующих адвокатов к педагогической деятельности без отрыва их от основной деятельности.
Анвар РАХМАТОВ,
преподаватель Ташкентского
государственного юридического университета.
УзА