Новости 3457
Регуляторная гильотина, оценка воздействия и ряд экспертиз
Минюст предлагает внедрять в отечественную нормотворческую практику новые инструменты. Соответствующий проект размещен на портале СОВАЗ.
В своем пресс-релизе ведомство подробнее остановилось на наиболее важных механизмах, планируемых к внедрению в Узбекистане.
«Регуляторная гильотина»
Передовой зарубежный опыт законотворчества показывает, что это одна из наиболее эффективных мер по снижению затрат субъектов предпринимательства. Ее основная задача – снижение административного бремени на субъекты предпринимательства и граждан.
Внедрение этого инструмента можно уложить в четыре этапа:
назначается уполномоченный орган по проведению «регуляторной гильотины»;
уполномоченный орган совместно с министерствами, ведомствами и другими организациями проводит инвентаризацию всего законодательства, прямо или косвенно влияющего на бизнес;
каждый нормативно-правовой акт проходит через определенные фильтры, влияющие на его дальнейшую судьбу. В ходе анализа норма или административная процедура распределяется в одну из трех категорий: «сохранить», «упростить», «отменить»;
уполномоченный орган вносит свои предложения по категориям «упростить» и «отменить» в вышестоящие инстанции.
К примеру, правительство Великобритании в 2011–2015 гг. запустило программы «Red Tape Challenge», «Focus on Enforcement» и «Cutting Red Tape», по итогам которых бизнесу удалось сэкономить более 10 млрд фунтов на соблюдении требований отдельных нормативно-правовых актов.
Оценка регуляторного воздействия
Новым девизом национального правотворчества станет: «отсутствие правового регулирования лучше, чем принятие некачественного, непродуманного нормативно-правового акта». Его можно будет реализовать, если госорганы будут оценивать регуляторное воздействие нормативных предложений и самих проектов.
По зарубежному опыту любая регуляторная инициатива должна пройти стадию апробации. То есть перед тем, как принять решение о разработке нового документа, необходимо взвесить все «за» и «против», измерить количественно и качественно текущее состояние, а также предлагаемые меры.
Уже на стадии инициирования проекта это позволит отсеять нецелесообразные инициативы и будет экономить время, кадровые ресурсы и финансовые затраты. Еще раз – на первом этапе прорабатывается вопрос необходимости разработки соответствующего проекта, сам проект еще не разработан. А уже после проводится оценка регуляторного воздействия составленного проекта акта.
Гендерно-правовая и другие экспертизы
В Узбекистане был принят Закон «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин», который заложил правовые основы гендерного равенства во всех сферах. Им предусмотрено проведение гендерно-правовой экспертизы проектов НПА, чтобы не допустить принятия актов, ведущих к прямой или косвенной дискриминации по отношению к мужчинам и женщинам.
Наряду с этим проекты документов будут также проходить антикоррупционную, научно-лингвистическую и иные виды экспертиз. Это позволит поднять нормотворческий процесс на качественно новый уровень, а также сэкономить значительные бюджетные средства, затрачиваемые на разработку и внесение потенциально нецелесообразных проектов нормативно-правовых актов.
Источник: norma.uz