Новости 3577
Суд не вправе мешать присутствию журналистов на заседании
Пленум Верховного суда 21 февраля принял постановление об обеспечении открытости судебного разбирательства и права на получение информации о деятельности судов.
В документе акцентируется внимание на недопустимости ограничения права на получение информации о деятельности судов по признакам половой, расовой, национальной, языковой принадлежности, религиозного, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения граждан.
Однако СМИ не вправе предрешать результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать или оказывать давление на суд. А судьям запрещено давать интервью либо выступать в медиа по делу, если судебное решение по нему еще не вступило в законную силу.
Лица, не являющимся участниками процесса, в том числе представители СМИ, вправе присутствовать в судебном заседании, если помещение это позволяет. Препятствовать журналистам в доступе в зал судебного заседания по основаниям, не предусмотренным законом, запрещено. При этом суд предупреждает журналистов об ответственности за правильность, правдивость, объективность и достоверность распространяемой информации, о чем вносится запись в протокол судебного заседания.
Закрытый процесс (полностью или в части) проводится только по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 12 ГПК, ч. 1, 3 – 5 ст. 19 УПК, ч. 2 ст. 11 ЭПК, ч. 2 ст. 13 КоАСП. В этих случаях суд выносит мотивированное определение, где указываются конкретные обстоятельства, препятствующие свободному доступу в зал судебного заседания лиц, не являющихся участниками процесса, и представителей СМИ.
В рамках открытого судебного процесса допускается:
во-первых, фотосъемка, видеозапись, а также трансляция в СМИ:
при рассмотрении гражданского дела – с разрешения председательствующего судьи после получения на это согласия сторон по делу;
при рассмотрении уголовного, административного, экономического дела и дела об административной ответственности – с разрешения председательствующего после заслушивания мнения сторон;
во-вторых, аудиозапись:
при рассмотрении гражданского дела – с разрешения председательствующего после получения на это согласия сторон по делу;
при рассмотрении уголовного дела и дела об административной ответственности – с разрешения председательствующего после заслушивания мнения сторон.
Судам напомнили, что присутствующие в зале судебного заседания могут свободно вести письменные заметки, стенограмму по любому делу, а при рассмотрении экономического дела и дела, вытекающего из административных правоотношений, – также звукозапись. Действия лиц, осуществляющих фиксацию, не должны мешать порядку в судебном заседании.
Общедоступной является информация о деятельности судов, кроме госсекретов, врачебной или иной охраняемой законом тайны (например, тайны усыновления, удочерения) и другие сведения, доступ к которым ограничен на основании закона.
Информация о работе судов могут предоставить по запросу в виде устного или письменного обращения. При этом по устному запросу дается информация, не требующая специальной проверки и поиска: о времени и месте судебного заседания, о стадии и результате рассмотрения дела, о передаче дела по подсудности. Если запрашиваемые данные есть в СМИ или на официальном сайте суда, обратившемуся за ее получением могут дать название, дату выхода и номер, или ссылка на публикацию.
В здании суда должен быть стенд со всей необходимой информацией о его работе. Для поддержания постоянной связи с общественностью официальные представители судов взаимодействуют с медиа-ресурсами.
Напомним, что разъяснения Пленума Верховного суда по вопросам применения законодательства обязательны для судов, других органов, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, применяющих законодательство, по которому дано разъяснение.
Источник: norma.uz