Новости 4740
«Вафельная» разметка: что это такое и зачем она нужна?
В первые недели ноября 2019 года на нескольких перекрестках городских улиц в Ташкенте появился новый вид разметки, которую в России называют «вафельной».
Что это такое?
«Вафельная» разметка или «вафельница» — это разметка, которая выполнена в виде сетки с диагональными линиями и обозначенными границами перекрестка, цвет — желтый.
Этот вид разметки пришел к нам из российского опыта. В российских Правилах дорожного движения пункт о применении вафельной разметки вступил в силу с 28 апреля 2018 года. В России этому виду разметки присвоен номер 1.26. Разметка 1.26 применяется самостоятельно либо совместно с дорожным знаком 1.35 «Участок перекрестка». В свою очередь, знак без разметки применяться не может.
Новая разметка будет применяться на перекрестках, регулируемых светофорами, где часто возникают пробки.
Функция «вафельной» разметки — обозначение участка, на который запрещается выезжать, если впереди образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения в поперечном направлении. «Вафельница» не запрещает поворота направо или налево в случаях, установленных Правилами дорожного движения (ПДД).
После завершения планируемых работ вафельная разметка будет нанесена на 25 перекрестках г. Ташкента.
Что считается нарушением разметки и как его фиксируют?
Нарушение правил данной разметки выражается в следующем. Впереди по пути следования затор, вы заехали на участок «вафельницы», остановились, ожидая, когда транспортные средства продвинутся дальше, но не смогли покинуть желтую сетку до момента включения красного света. Вы создали помеху для едущих в поперечном направлении транспортных средств, а значит — нарушили требования ПДД.
Другими словами, штраф применяется в случае, если транспортное средство выехало в зону перекрестка, отмеченную такой разметкой, и не смогло его покинуть до момента включения красного сигнала светофора. Фиксация нарушения в основном будет осуществляться комплексом фотовидеофиксации, работающим в автоматическом режиме. Дорожная камера «выпишет» нарушение даже в том случае, если вы на момент красного сигнала светофора были уже в конце «вафельницы» и фактически не создавали помех. Согласно ПДД Узбекистана:
- Водитель, который вынужден остановиться из-за образовавшегося впереди затора, не должен выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если он создает препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.
Действующей редакцией ПДД выезд на перекресток запрещается, если это может создать препятствие другим водителям. Однако, это правила зачастую игнорируется, и на крупных перекрестках нередко образуются «глухие» пробки, когда автомобили не могут проехать ни в одну из сторон.
Одна из причин такой ситуации – нереальность однозначной фиксации нарушения пункта 97 ПДД на перекрестках, не оборудованных камерами фотовидеофиксации.
Водителей, которые выезжают на заполненные перекрестки и создают помехи для других автомобилистов, можно наблюдать довольно часто.
Теперь, по замыслу инициаторов внедрения этого новшества в Узбекистане, «вафельная» разметка в сочетании с дорожной камерой дисциплинирует таких «шустрых» водителей. Ведь чем выезжать на занятый перекресток и получить штраф, лучше подождать минуту и затем снова продолжить свой путь.
Вместе с тем, до внедрения в практику организации дорожного движения в Узбекистане «вафельной» разметки, по нашему мнению, необходимо решить целый ряд организационных и технических вопросов.
- Внести изменения в ПДД и включить в них «вафельную» разметку.
- Целесообразно также разработать новый дорожный знак (аналогичный российскому дорожному знаку 1.35 «Участок перекрестка») и включить его в ПДД. Так как в ночное время, и особенно в осенне-зимний и весенний периоды, при неблагоприятных погодных условиях (дождь, снег), видимость «вафельной» разметки на перекрестках наших городских дорог может быть не обеспечена.
- На каждом сложном перекрестке городских улиц, где планируется нанесение «вафельной» разметки, провести тщательный учет и анализ структуры транспортных потоков по направлениям движения (направо, прямо, налево) и составу транспортного потока. При большой доле потока, поворачивающих налево транспортных средств, рассмотреть целесообразность установки дополнительной секции на светофоре для транспортных средств, поворачивающих налево.
Также, целесообразно установить таймер на эту секцию светофора, либо предусмотреть мигающий режим зеленого сигнала на этой стрелке светофора перед его выключением, чтобы заблаговременно ориентировать водителей. В противном случае, будет много нарушителей, застрявших на перекрестке «не по своей вине» (из-за необходимости пропуска пешеходов и встречных транспортных средств, движущихся прямо и направо), либо из-за опасений застрять на «вафельной» разметке, вместо 3–5 автомобилей за каждый зеленый цикл светофора, будут успевать поворачивать налево только 1–2 автомобиля, что может привести к образованию пробок и заторов перед въездом на перекресток.
- Еще один вариант снижения риска застрять на «вафельной» разметке для водителей транспортных средств, поворачивающих налево – запретить поворот налево на самом перекрестке, при этом дав им возможность проехать прямо, затем развернуться и выполнить поворот направо.
- Необходимо будет также устранить противоречие с пунктом 102 ПДД, согласно которому водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении, независимо от сигналов светофора на выходе с него. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (или дорожный знак 5.33), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.
- На перекрестках с «вафельной» разметкой зеленый сигнал светофора необходимо будет обязательно оборудовать таймером, чтобы водители могли хотя бы ориентировочно оценить, сколько еще осталось времени для проезда зоны «вафельной» разметки, успеют ли они проскочить, или есть риск застрять в зоне перекрестка и попасть под штрафные санкции.
- На тех перекрестках, где планировка позволяет, оборудовать отдельные съезды для транспортных средств, поворачивающих направо, что позволит улучшить условия для движения и частично разгрузить перекресток.
- Считаем целесообразным, перед тем, как приступить к широкомасштабному внедрению «вафельной» разметки на перекрестках городских улиц в Ташкенте, апробировать такой вид разметки на нескольких перекрестках (разных по конфигурации, сложности и долям распределения транспортных потоков по направлениям), в порядке эксперимента, в течение 6–12 месяцев, тщательно проанализировать результаты (показатели пропускной способности, аварийности, среднее время простоя (или проезда зоны перекрестка одним транспортным средством) до и после внедрения «вафельной» разметки, и только на основе этих результатов принимать окончательное решение о распространении данного опыта на нашей улично-дорожной сети.
Если «вафельная» разметка будет внедрена без такой серьезной подготовительной работы, тогда:
вряд ли она может принести ожидаемые результаты в виде повышения безопасности движения и пропускной способности на перекрестках, а также уменьшения заторов и пробок на них;
может привести к резкому увеличению штрафов на первом этапе, а затем (из-за вероятной перестраховки водителей) – к увеличению заторов и пробок на подходах к перекресткам с «вафельной» разметкой и, как следствие, – к шквалу недовольства среди водительского сообщества.
Источник: norma.uz