Новости 4377
Как долго средства будут обесцениваться в сундуках?
Мы много говорим об экономике страны, ее развитии, привлечении иностранных инвестиций, но многие почему-то не обращают внимания на наши основные возможности.
По данным Центробанка, сегодня остаток депозитов юридических лиц и населения за последние три года составил больше чем 11 млрд. долларов США. Основная часть этих денег может храниться в собственных домах людей или направляться в «теневую экономику» страны. Чтобы привлечь эти средства в официальную экономику, мы думаем, что сначала необходимо проверить, кому и под какой процент выдают кредиты банки на сегодняшний день. Только после этого, на основе критериев справедливости следует применять льготные процентные ставки.
Как нам разбудить спящих денег?
Во-первых, мы считаем, что необходимо повысить доверие юридических лиц и особенно населения к банковской системе и предлагать привлекательные, стимулирующие виды банковских вкладов, для чего необходимо снижать процентные ставки в банках, то есть заниматься реальной практической работой. С использованием зарубежного опыта, минимизировать количество документов, необходимых для кредитования (не более 2-4).
В целях привлечения сбережения населения коммерческими банками, в частности, наряду с расчетом процентов по депозитам в суммах, не меньших реальной инфляции, необходимо будет широко внедрять виды выигрышных депозитов. Прежде всего, в этом полное соблюдение принципов справедливости и проведение открытых, прозрачных наград победителям в конце каждого месяца может быть очень эффективным. Возврат депозита по первому требованию вкладчика, также служит повышению доверия.
Во-вторых, развитие рынка капитала и организация продажи государственных ценных бумаг физическим лицам.
Сегодня государственные ценные бумаги продаются банкам на первичном рынке и юридическим лицам на вторичном рынке. В настоящее время доля юридических лиц у нас очень небольшая. Также у нас не предусмотрена продажа этих ценных бумаги частным лицам и иностранным инвесторам. Государственные ценные бумаги также должны быть выпущены и для этих категорий.
В-третьих, физическим лицам, которые приобретают ценные бумаги, не требуется налогового вычета. Согласно закону, физические и юридические лица, которые приобретают ценные бумаги, платят подоходный налог с полученных ими дивидендов. Учитывая, что этот рынок практически не развит в нашей стране, отмена этих налогов не приведет к огромным потерям, а скорее повысит интерес населения к ценным бумагам и придаст им уверенности в покупке.
В-четвертых, определить меры по снижению доли «теневой экономики» в ВВП страны. Если в течение первых трех лет государство будет предоставлять налоговые льготы вновь зарегистрированным и зарегистрировавшим свою неформальную деятельность субъектам предпринимательства, и оказывать им путем партнерства помощь в создании инфраструктурных возможностей, внедрении информационных технологий, резком сокращении числа проверок и создании широких возможностей для дистанционного камерального изучения, это возможно даст свои эффективные результаты.
Следует также обратить внимание на баланс стимулирующих и запретительных мер. Меры стимулирования должны буквально приносить пользу предпринимателям. Например, снижение налога на доходы физических лиц, упрощение или отмена процедур лицензирования и выдачи разрешений, предоставление налоговых льгот юридическим лицам и т. д. Следует также отметить, что нормы запрета, то есть различные штрафы и барьеры, должны четко определены и должно указано, что несоблюдение предпринимателем может повлечь за собой ответственность.
В-пятых, для того, чтобы население занималось предпринимательством, оно должно фактически поддерживаться государством. В последние годы были сделаны значительные уступки при оформлении документов для ведения бизнеса, но по-прежнему существуют проблемы с выделением земли и пустующих зданий местными исполнительными органами. В частности, выделение земельных участков на основании решений хокимов районов и городов или на основании торгов через аукционы, осуществляется только поверхностно. Распределение земельных участков и пустующих зданий в соответствии с постановлением сессий городских и районных советов с участием депутатов всех уровней внесет ясность и прозрачность в этот процесс.
Почему мы не храним деньги в банке?
Одной из основных причин низкой распространенности банковских вкладов среди населения является высокая доля государства в банковском секторе Узбекистана (85% банковских активов принадлежит 13 государственным банкам). В настоящее время основную ресурсную базу государственных банков составляют ресурсы, выделяемые государством (60% пассивов банков). Для увеличения суммы вкладов населения в банках необходимо:
- сокращение доли государства в банковском секторе (с нынешних 85%)
сокращение до 40% к 2025 году);
- повысить привлечение сбережений населения путем развития казначейского направления банка;
- упростить процесс привлечения онлайн-депозитов за счет развития услуг цифрового банкинга.
Средства населения можно привлечь и без банков
Целесообразно инвестировать свободные средства населения в следующие фонды, управляемые профессионалами финансового рынка:
Частные пенсионные фонды: Увеличение количества этих фондов усилит конкуренцию между ними и расширит конкуренцию за накопление свободных средств среди населения. Это, в свою очередь, приводит к увеличению добровольных доходов.
Хедж-фонды (Hedge Fund): Основная задача хедж-фонда - собирать свободные средства среди населения и направлять эти средства на различные долговые инструменты. Кредитный портфель состоит в основном из долговых инструментов с более высоким уровнем риска;
Фонд частного капитала (Private Equity Fund): В отличие от хедж-фондов в фондах прямых инвестиций, собранные средства направлены на акции различных компаний и прибыльные инвестиционные проекты. Портфель состоит в основном из акций различных компаний.
Как видите, наше главное богатство, наши инвестиции - это наш народ. Только путем создания достаточных и стимулирующих условий для народа, можно достичь взаимовыгодного соглашения.
Только тогда богатство народа- станет богатством страны.
Абдугани УМИРОВ,
Дилшод ХАМЗАЕВ,
депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса,
члены фракции СДПУ “Адолат”