Новости 992
Точка зрения кандидата: Учитель как архитектор мира человеческого сознания
Реальность такова, что с самого своего появления на свет человек живёт в кругу потребностей. И одна из них заключается в необходимости приобретения знаний, понимания происходящего в окружающей действительности и получения полноценного общественного признания. Человек, будучи существом биосоциальным, без реализации этих потребностей не может жить полноценной жизнью. Если глубже вдуматься в смысл этих слов, мы увидим, что ведущая роль в этом отношении отводится наставнику – обучающему нас человеку. Неслучайно говорят, что родители наши первые учителя, потому как свои первые шаги в этом мире мы совершаем под их опекой и руководством.
Затем, переступая порог школы, мы находим своего настоящего, профессионального наставника, а чаще – наставников, открывающих для нас новые краски окружающего мира. По мере продолжения обучения в старших классах, в системе среднего специального и высшего образования у человека не только шире открываются глаза просвещения и расширяется кругозор, но и утончённее становится само мировосприятие. С вступлением в зрослую жизнь и началом рабочей деятельности обучение будет продолжаться уже в ином формате – здесь на первое место выходит «школа жизни», полная невзгод и радостей, испытаний и благ. Именно её уроки являются для человека самыми важными и порой, если они не осваиваются правильно, за них приходиться получать соответствующую «оценку» от самого «учителя жизни».
Нередко наставник сравнивается с родителем, чья роль для ребёнка является наиболее важной. «Яд учителя превосходит отцовскую любовь» – говорил знаменитый поэт XIII века Саади Ширази. Его мудрое высказывание подразумевает, что даже сильная отцовская любовь не всегда может найти себе положительное приминение, а будучи сильной и чрезмерной, она, скорее всего, отрицательно скажется на детской психике. В свою очередь «яд учителя», чей образ на тот момент может восприниматься в качестве негативного, на самом деле направлен на благо ученика. И действительно, если какое-либо из наших знаний помогает на жизненном пути, нам вспоминается наш строгий учитель, которому иногда приходилось бороться с нашей ленью и «заставлять» осваивать предмет. Таким образом ученики, хоть и с опозданием, но понимают своего учителя, и даже если не могут выразить свою благодарность лично, будут искренне ему признательны всю жизнь, потому как наставник и учитель – это те, кто освещают нашу жизнь не только своим знанием, но и своим чистым, благородным сердцем.
Обратите внимание на эти прекрасные стихи великого представителя восточной литературы и культуры – Захириддина Мухаммада Бабура:
Тому, кто свет искал и знания постиг,
Достойный ученик нужнее всяких книг.
Я многое постиг, но нищ учениками,
Быть может потому, что сам я ученик.
Будучи правителем и большим мастером слова, Захириддин Мухаммад Бабур, говорит, что все люди нуждаются в знаниях и должны стремиться получать их. Себя же, несмотря на все свои достижения, он также причисляет к ученикам, ищущим света и стремящимся к постижению знаний.
«Приобретайте знания от колыбели до могилы» – гласит известный хадис, призывающий учиться на протяжении всего жизненного пути, который освещается светом знаний, ведь они являются лучшим помощником в прохождении жизненных испытаний с честью.
Преподавание – это профессия, которая имеет дело с формированием мира человеческого сознания. По этой причине такой именитый просветитель и педагог как Абдулла Авлони причислял вопросы образования и воспитания к категории жизненно важных и рассматривал их под углом «жизнь или смерть». Поэтому только должное и соответствующее внимание к этой сфере способно гарантировать светлое будущее наших граждан, а значит, и страны.
Бахром АБДУХАЛИМОВ,
председатель Политического Совета СДП «Адолат»