Новости 1112
Земля, где воплощены дух предков, сила знаний, свет духовности.
Значительный вклад, внесенный в религию Ислама, культуру и мировую науку выросших в Узбекистане великих ученых и мыслителей, признано человечеством. На нашей земле выросли такие знаменитые всему миру архитекторы, мастера прикладного и изобразительного искусства, монументальные здания, созданные ими, изысканные произведения искусства, миниатюры и каллиграфии внесли достойный вклад в исламскую и мировую цивилизацию.
В последние годы заслуги наших великих предков перед нашим народом и человечеством, достойно оценены, почитаемы и уважаемы. Ведь уважение к истории и культуре, науке и просвещению, духовному наследию, его изучение и обогащение, воспитание подрастающего поколения в духе общенациональных и общечеловеческих ценностей, являются важными условиями стабильного развития любого государства и общества.
В условиях, когда в наше нестабильное и небезопасное время политизация ислама, умножение попыток использовать его для оправдания идеологии радикальных экстремистских движений, религиозного экстремизма, терроризма представляют явную угрозу миру и стабильности, а интернет и другие высокоскоростные информационные системы усугубляют негативные последствия глобализации информации, вопрос привития членам общества, особенно молодежи, истинной миролюбивой, гуманной природы ислама и понимания религиозной идентичности, остается очень важной задачей.
В связи с этим, в соответствии с постановлением Президента Шавката Мирзиёева от 23 июня 2017 года был создан Центр исламской цивилизации в Узбекистане, подтверждающий тот факт, что наша страна на протяжении веков была неотъемлемой частью мировой цивилизации, одним из центров исламской культуры.
Центр основанный главой нашего государства и являющийся как целостный комплекс, направленный на отражение богатого прошлого нашего народа, его большой вклад в развитие науки и просвещения, станет центром исламского просвещения, практически отражающий реформы, проводимые в религиозно-просветительской сфере.
- Каждый уважающий себя народ и человек, прославляет свою историю. Но нигде нет такого богатого прошлого, как прошлое нашей страны, нет таких великих ученых, мыслителей, как наши предки. Мы должны глубоко изучить это наследие и суметь передать его нашему народу и миру. Человек, посетивший этот центр, должен получить полное представление о нашем великом наследии, унести большую духовность», - сказал Президент во время одного из предыдущих визитов в центр.
Величественно и великолепно
На площади около двух гектаров, возведено трехэтажное монументальное величественное здание В его симметричном центре находится красивый восточный купол с крышами высотой 34 метра со всех четырех сторон.
На первом этаже находится музейный склад, помещения для хранения и реставрации древних рукописей и артефактов, издательство и книжные магазины.
В центре огромного фойе на втором этаже будет размещен Коран Усмана. Также здесь будет музей Исламского искусства, конференц-зал на 435 человек. На выставках история Узбекистана будет представлена на основе источников и предметов каждого века, каждого ученого.
На третьем этаже будет расположена библиотека с фондом до 100 тысяч рукописей, информационно-ресурсный центр, научные отделы и административные помещения.
Как отметил Президент, Центр исламской цивилизации в Узбекистане станет фундаментальной базой для научных учреждений в этой сфере. Здесь местные и зарубежные специалисты будут проводить научные исследования, по результатам которых будут разрабатываться, готовиться энциклопедии, научно-популярные сборники, теле-, кинопередачи и другие материалы. Для закрепления и усовершенствования знаний, сюда придут преподаватели и студенты Международной исламской академии Узбекистана.
Земля, где заложены основы исламской цивилизации
Знание- счастье, незнание – невежество!
Сосредоточение сильной социальной политики на человеческом капитале, который обеспечит великое будущее нашей страны, безусловно, даст эффективный результат. Инвестиции в образование - это фактор инвестирования в будущее, в благосостояние людей, конкурентоспособность государства. Поэтому социал-демократическая партия Узбекистана «Адолат», поддерживает постоянное совершенствование системы образования, качественное образование, подготовку высококвалифицированных кадров.
Исламская цивилизация в Узбекистане основана в первую очередь на исламских учениях, а также создана на основе новых разработок, разработанных с использованием передового опыта на доисламской цивилизации народов Центральной Азии и достижениях других религий, культур и цивилизаций, сосуществующих с исламом.
Соответственно и в других областях этой цивилизации, таких как государственное управление, экономика, градостроительство, архитектура, наука, культура, искусство, образование, помимо исламских учений, также заметны элементы
многих культур, в том числе доисламские культуры народов Центральной Азии, такие как Согдия, Бактрия, Хорезм, Канг, Эфталиты, Кушанское и Турецкое ханство, доисламские культуры Древней Греции и Древнего Рима, элементы культур Китая, Индии и других стран, одновременно существовавших с исламской религией.
Однако значительную часть элементов исламской цивилизации в Узбекистане - составляют изобретения и разработки народов, проживающих на территории Узбекистана, основанные на исламе и других культурах.
Исламская цивилизация в Узбекистане - как феномен синтеза нескольких культур на основе исламских учений и новых разработок народов Узбекистана в исламскую эпоху, представил миру уникальную форму исламской цивилизации - цивилизацию, которая воплощает в себе черты человечности, мира, прогресса, просвещения, религиозной и этнической терпимости.
В связи с тем, что устоявшаяся форма ислама на территории современного Узбекистана отличается принципами прогресса и толерантности, на этой земле произошло высокое экономическое, культурное и научное развитие.
Благодаря указанным выше особенностям, исламская цивилизация в Узбекистане пережила два периода истории - первое Возрождение Средней Азии (IX-XII века) и Тимуридское Возрождение Средней Азии (XIV-XVI века).
Первое Возрождение в Центральной Азии характеризовалось мощными государственными структурами, такими как Саманиды, Караханиды, Газневиды и Хорезмшахи, всемирно известными учеными, такие как Мухаммад Хорезми, Ахмад Фергани, Имам Бухари, Абу Иса Термези, Имам Мотуриди, Фароби, Беруни, Ибн Сино, Юсуф Хас Хаджиб, Махмуд Кашгари, Ахмад Югнаки, Ахмад Бурдулхави, Абханди Яссави, Гуджин Гудзави, достижениями мирового уровня в точных, естественных и социальных науках, а также в сферах исламских наук.
Период пробуждения государства Тимуридов в результате его поддержки политической стабильности, экономического развития и развития науки и культуры, наряду с развитием точных, естественных и социальных наук, а также исламских наук, прославился своим беспрецедентным прогрессом в области литературы, культуры, искусства, градостроительства и архитектуры.
Этот период известен такими своими деятелями, как Бахауддин Накшбанд, Лутфи, Ходжа Ахрор Вали, Мирзо Улугбек, Али Кушчи, Алишер Навои, Бабур.
Оба периода Возрождения имели глобальное значение тем, что дали мощный толчок развитию науки и культуры не только стран, где была распространена религия ислама, но и всего мира.
Исламская цивилизация в Узбекистане продолжала развиваться и в следующие периоды, включая период централизованных узбекских государств - государства Шайбани и Аштарханидов (XVI-XVIII вв.) И узбекских ханств - Бухарского эмирата, Хивинского и Кокандского ханств (XVIII-XIX вв.) и отличилась достижениями в области градостроительства, архитектуры, науки, культуры, искусства, образования.
Как важный фактор обеспечения конкурентоспособности нашей страны в долгосрочной перспективе СДПУ «Адолат» уделает внимание на усиление научного потенциала страны, повышение роли науки в социально-экономическом развитии, переход к инновационной экономике, укрепление сотрудничества науки и производства. Поэтому принимает меры по поддержке образованных, особенно молодых ученых.
Основные цели и задачи Центра
Центр исламской цивилизации в Узбекистане поставил перед собой очень большие, широкомасштабные цели и задачи. В частности, центр нацелен на тщательное и разностороннее изучение богатого, уникального научного и образовательного наследия наших предков, создать и передать целостную картину жизни, деятельности и творчества великих ученых и мыслителей нашего народа широкой общественности, особенно нашей молодежи, международному сообществу.
Также как основная задача определены установление международного диалога между религиями и цивилизациями, раскрыть суть и значение человечности ислама, бороться с невежеством просветлением, воспитание подрастающего поколения в духе гуманистических идей, национальной гордости.
Президент дал много новых рекомендаций по строительству и деятельности нового центра, таких как восстановление школы каллиграфии, создание образовательной обсерватории внутри музея, строительство мастерской по производству самаркандской бумаги, обратить особое внимание деятельности школы миниатюры Камолиддина Бехзода.
Все это гарантирует, что Центр исламской цивилизации в Узбекистане будет служить уникальным духовным наследием для будущих поколений.
Бахром АБДУХАЛИМОВ,
председатель Политического Совета СДПУ «Адолат»