Новости 1477
Давайте научимся чистоплотности у наших бабушек и дедушек!
В своем Обращении народу 3 апреля этого года глава нашего государства не без основания стал говорить о «японском феномене». Потому что в этой стране до сих пор сохранились 13 правил и обычаев, таких как особые поздравления, личная дистанция, частая смена одежды, мытье лица и рук, полное искупание, правильное питание, активный образ жизни и спорт.
Видите, сколько мудрости в традициях и обычаях?! Ведь и в нашей стране с незапамятных времен люди приветствовали друг друга положив руку на грудь. Когда приходили гости, прежде чем пригласить их в дом, ему предлагали вымить руки. Во время беседы держались дистанции. Наш Президент также упомянул и об этих наших традициях и обычаях. Ценность этих замечательных обычаев становится все более очевидной в эти трудные дни. Мы восхваляем интеллект, предусмотрительность наших предков.
Помню все, как будто это было вчера. В селе Бурган, которое расположен в махалле «Мойбулак» Каттакурганского района Самаркандской области, где прошло мое детство, люди здоровалиь с уважением, сложа руки на груди. Если пожилой человек не протягивал руку для приветствия, молодые держали дистанцию. Только после намаза Ийд мы наблюдали, как люди обнимались и даже тогда они отворачивали лица.
При встречи гостя также строго соблюдались те же правила чистоты. Прежде чем пригласить его в дом и сесть за дастархан, предложить помыть руки, было не только обычаем, но и правилами приличия.
В детстве, когда гости входили в комнату, я перебрасывал полотенце через плечо, в левой руке держал дастшуй (специальный национальный таз, которым до и после еды моют руки), обдасту (медный узкогорлый кувшин для мытья рук) в правой руке заходил к гостям и наливал воду в руки всем, кто сидел один за другим слева направо, держа полотенце. После этого накрывался дастархан. Также, после того, как стол был убран, эта процедура повторялась снова ...
Еще один интересный пример: поскольку наша деревня находится далеко от районного центра, женщин нашей территории обслуживал один фельдшер. Мы понятия не имели о родильном доме, общественном транспорте. Лошадь и осел были основными транспортными средствами. Вот почему все женщины рожали у себя дома, если ночью, при свете лампы или фонаря. В каждой семье было от десяти до пятнадцати детей.
Теперь возникает вопрос: как они воспитали так много детей в таких сложных условиях? Прежде всего, не было бы ошибкой утверждать, что соблюдением правил чистоты и поддержанием чистоты в семье.
Также стоит гордиться нашими обычаями, которые соблюдатся при приходе в дом невесты. Когда невеста входила в дом, в ее комнату до окончания чилли, сорокодневья, никто не входил. Каждое утро в комнате зажигали исирик, а затем очищали воздух. То же самое происходило, когда рождался ребенок. В течении сорока дней также у него в комнате зажигали исирик. Даже отец не входил в спальню ребенка. Он должен был помыться, переодеваться должным образом и только потом заходил к ребенку.
Также верно, что матери вообще не держали своего ребенка, не надевая маску из марли. На голове у них было чорсу из марли под названием «лачак». Эта ткань, которую часто меняли, служил барьером между матерью и ребенком. Кроме того, наши мамы носили платья с длинными рукавами, которые полностью закрывали пальцы. С современной точки зрения они служили перчаткой.
Когда я думаю обо всем этом, мне кажется, что мы очень далеко ушли от культуры жизни наших предков, которые преодолели эпидемии, повторяющихся каждый век.
Значит, нам есть чему поучиться на примере школы, созданной нашими предками в области самосохранения, чистоты и опрятности.
Несомненно, что только тогда любые бедствия обойдут нашу страну.
Абдукамол РАХМОНОВ,
заместитель председателя Политического совета СДП «Адолат»