Новости 4041
Это не игра слов, а - обновляемый Узбекистан
В настоящее время в целях исполнения задач, определенных в Послании Президента Олий Мажлису и Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в Год развития науки, просвещения и цифровой экономики, министерствами и ведомствами разрабатываются законопроект о реформировании системы прописки, проект постановления Кабинета Министров, которые активно обсуждаются широкой общественностью.
Молодежь стремится в столицу с целью обучаться в престижных вузах, получить специальность и обеспечить свое будущее. Потому что условия, созданные в столице, в корне отличаются от условий в других регионах страны. Однако не всем удается получить образование, работать в столице и приобрести жилье. Понятно, что проблема здесь в прописке.
Когда затрагивается вопрос о прописке, начинаю думать о тысячах граждан, не имеющих постоянной прописки в столице и в связи с этим оформляющих свое жилье на чужие имена, квалифицированных кадрах, не сумевших устроиться на работу и выехавших за рубеж, коррупционных явлениях, связанных с обходом закона для получения прописки, мужчинах, ищущих работу на рынке мардикеров с целью заработать средства на операцию ребенку и которых буквально отлавливают сотрудники органов внутренних дел, студентах, которым контракт на учебу с трудом оплачивают родители, просящих участкового не привлекать к административной ответственности за то, что хозяин дома отказал им в прописке, тысячах фиктивных браков, заключенных с целью получения прописки, тысячах граждан, не имеющих права обращаться в государственные ведомства без прописки.
В Послании Олий Мажлису глава государства акцентировал внимание на этом вопросе, что стало еще одним доказательством того, что Президент неустанно думает о проблемах людей.
По предложению главы государства в короткие сроки разработан новый законопроект и выдвинут на широкое обсуждение общественности. На основе глубокого изучения мнений граждан и передового зарубежного опыта в проекте основное внимание уделено определению правил и гарантий, обеспечивающих права человека. В частности, понятие "прописка", бывшее причиной недовольства большинства граждан, заменено обоснованным международным опытом понятием “регистрация”. Прописка была внедрена в период бывшего Союза, в настоящее время все страны отказались от этого. К тому же этот термин ассоциируется у граждан с понятиями “ограничение”, “ограничение свободы”, “разделитель” и т.д.
К сожалению, в социальных сетях отдельные граждане высказывают необоснованные мнения о том, что в проекте только изменено слово "прописка" на слово "регистрация", при этом они видимо не соизволили сопоставить проект с действующим законодательным документом, обратить внимание на серьезные изменения в новом документе. В ответ на эти мнения следует отметить предусмотренные проектом основные изменения:
во-первых, для граждан Республики Узбекистан отменяется требование о выплате отдельной ставки государственной пошлины за приобретение недвижимости в Ташкенте и Ташкентской области, получение прописки на этих территориях и регистрацию договора купли-продажи новых домов;
во-вторых, предусматривается право регистрации гражданами своих родственников первой и второй степени родства не только по адресу, где они постоянно зарегистрированы, но и на иных жилых площадях, находящихся в их собственности;
в-третьих, необходимость учета правил о социальной норме также устанавливается при нотариальном удостоверении сделок граждан Республики Узбекистан, постоянно зарегистрированных в других регионах, связанных с оформлением общих имущественных прав на собственность в городе Ташкенте и Ташкентской области путем купли-продажи, обмена, дарения, ренты, передачи другому лицу при условии пожизненного обеспечения, залога (ипотеки), отказа от недвижимости (части недвижимости) и осуществления других способов передачи недвижимости;
в-четвертых, предусматривается исключение обязательного условия годичного совместного проживания супружеской пары, необходимого для приобретения постоянной прописки, а также условие утраты постоянной прописки, в случае расторжения брака в течение одного года после ее получения;
в-пятых, граждане, которые ранее имели постоянную регистрацию в Ташкенте и Ташкентской области, по возвращению могут снова зарегистрироваться в этих регионах без каких-либо дополнительных условий. Исходя из вышеизложенного, исключается ограничение, касательно постоянной прописки на период пребывания в должности для работников, избранных в представительные органы, назначенных в соответствующие государственные органы, органы хозяйственного управления и другие государственные организации республиканского значения;
в-шестых, лица, принятые в семью для воспитания (патронат), будут иметь возможность зарегистрироваться по месту постоянного проживания своих приемных родителей;
в-седьмых, срок регистрации по месту временного проживания с согласия владельца жилья продлевается с 1 года до 5 лет;
в-восьмых, срок проживания граждан в Ташкенте и Ташкентской области без постоянной и временной регистрации будет изменен с 10 на 15 дней;
в-девятых, регистрация по месту постоянного жительства и временного пребывания по желанию гражданина будет осуществляться через органы внутренних дел, центры государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг, а сроки оказания услуг сокращаются с 3 до 1 дня;
в-десятых, предусматривается отказ от практики проставления штампа в паспорт, домовую книгу или поквартирную карточку при оформлении постоянной регистрации, эти процессы будут оцифрованы. Отменяется порядок, при котором лицу необходимо самостоятельно выписываться из предыдущего места жительства для оформления постоянной регистрации, а также порядок обращения военнообязанных в отделы по делам обороны для воинского учета до и после постоянной регистрации, эти процессы будут осуществляться посредством межведомственной электронной программы.
Внесение таких изменений в законодательство - это первый шаг на пути отказа от системы прописки, который позволит гражданам на законной основе приобретать жилье в Ташкенте, будет способствовать устранению коррупции в сфере, свободному передвижению граждан и обеспечению их конституционных прав.
В заключение можно утверждать, изменения, которые будут внесены в законодательство с целью обеспечения прав и свобод наших граждан, это не просто игра слов, подразумевающая обычную замену одного понятия на другое, это важная реформа, направленная на коренной поворот в сфере обеспечения прав человека в истории нового Узбекистана.
Бахром УМАРОВ,
старший преподаватель ТГЮУ,
Источник: УзА