Инна КОРЖИКОВА: Узбекистан и ЕАЭС: взвесить всё – «за» и «против».  

11.04.2020 11:04:44

 В Послании парламенту Президент Узбекистана отметил, что в целях расширения экспортного потенциала страны, увеличения притока инвестиций и активизации промышленной кооперации, развития транспортно-коммуникационных связей и создания основ для социально-правовой поддержки трудовых мигрантов, в настоящее время изучается вопрос сотрудничества Узбекистана с Евразийским экономическим союзом. При этом подчеркивалась необходимость принятия решения исходя прежде всего из интересов граждан, с учетом их мнения.

Безусловно, вступление Узбекистана в ЕАЭС — большой плюс для союза. Так как это огромный рынок для сбыта товаров и услуг, трудовых ресурсов, да и по геостратегическому положению это выгодно ЕАЭС. В связи с этим мы должны изучить все выгоды и возможные риски евразийской интеграции для Узбекистана. Насколько это будет отвечать интересам народа, как сами люди понимают и оценивают возможность принятия этого решения, четко определить и ответить на несколько ключевых вопросов.

Во-первых, ЕАЭС позиционирует себя в качестве прежде всего экономического союза. За прошедшие пять лет в рамках союза сформирована нормативно-правовая и институциональная база. Действуют наднациональные институты — Евразийская экономическая комиссия, Высший Евразийский экономический совет и суд ЕАЭС. В период масштабной трансформации наряду с совершенствованием правовой среды в рамках Стратегии действий станет задача имплементации в Узбекистане большого пакета документов (особенно в области бизнеса) ЕАЭС. Сколько времени займет адаптация национального законодательства под условия ЕАЭС? Не эффективнее ли вариант привилегированного партнерства с созданием зоны свободной торговли и проработкой льгот для трудящихся-мигрантов? 

Во-вторых, вступление в ЕАЭС подразумевает установление общей среды, унификацию национальных стандартов, взаимопроникновение законодательств стран всех стран-членов, технического, фитосанитарного регулирования, создание общих стандартов. Внутри ЕАЭС существует прямая взаимосвязь динамики инвестиций и принятия единых евразийских стандартов и тех регламентов. Чтобы принять тот или иной технический регламент требуется проведение огромной работы. Насколько наши производители готовы к этому повороту? Как унификация тех регламентов и стандартов в рамках ЕАЭС скажется на развитии сотрудничества и привлечении инвестиций из стран, не входящих в ЕАЭС, где действуют другие регламенты и стандарты?

В-третьих, одним из первых элементов свободное передвижение товаров. В ЕАЭС принят и действует единый Таможенный кодекс. Безусловно, не все наши производители товаров и услуг способны конкурировать с производителями из стран-членов ЕАЭС. Насколько Узбекистан готов ответить на риск закрытия промышленных предприятий, особенно тех, которые только запускаются в условиях массового импорта более качественных и дешевых товаров?

В-четвертых, конечно, в рамках ЕАЭС регламентировано свободное перемещение граждан стран-членов. К примеру, для них отменены патенты на работу, упрощена система регистрации по прибытию (30 дней), введено общее медицинское страхование, заявлено о готовности введения единой системы пенсионного обеспечения, идет активный обмен студентами. Но здесь есть риск утечки лучших кадров, трудовых и интеллектуальных ресурсов. То есть после снятия барьеров без принятия мер по обучению, трудоустройству и повышению благосостояния населения в Узбекистане возрастает риск массового отъезда наших граждан в более экономически благополучные страны-члены ЕАЭС. Насколько система образования, особенно высшего, обеспечения занятости граждан готова к этим вызовам?

Нам кажется, что вышеотмеченные аспекты сотрудничества требует более детального анализа и выработать нам чёткой позиции Узбекистана.

 Инна КОРЖИКОВА,

депутат Законодальной палаты

Олий Мажлиса Республики Узбекистан

 

Поделиться с друзьями

+