Новости 967
Международно-правовые основы стратегического партнерства
Одной из активных площадок деятельности Республики Узбекистан на международной арене является взаимодействие в рамках СНГ и ШОС. В 1993 году с момента ратификации Устава СНГ наша страна стала активно участвовать в внешнеполитических отношениях в рамках содружества.
Оставаясь верным своему избранному внешнеполитическому курсу, главным стратегическим приоритетом которого является укрепление доверительных и дружественных отношений с соседними государствами, Президента Узбекистана Шавкат Мирзиёев продолжил строить тесный конструктивный диалог с руководителями стран Центральной Азии, нацеленный на совместное решение актуальных проблем обеспечения мира, стабильности, безопасности и достижения устойчивого экономического развития. Эти инициативы были широко развиты главой нашего государства в целостную программу на состоявшейся в ноябре 2017 года в Самарканде Международной конференции «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и процветания»
Мирзиёев также предложил по итогам конференции «обратиться к Генеральной Ассамблее ООН с призывом принять специальную резолюцию об укреплении регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, безопасности и устойчивого социально-экономического развития в Центральноазиатском регионе», укрепить взаимоотношения в рамках СНГ и ШОС. Эти инициативы были поддержаны всеми странами и международными организациями, принявшими участие в работе конференции.
ШОС является уникальной площадкой для Республики Узбекистан, так как появление самой организации ознаменовано вступлением в нее Республики Узбекистан.В 2001 году Шанхайская пятерка была преобразована в Шанхайскую организацию сотрудничества именно после принятия в состав Республики Узбекистан.
Узбекистан, как один из основателей Организации и наравне с другими государствами-членами определяет стратегию сотрудничества в рамках ШОС. Республика Узбекистан считает необходимым концентрацию усилий в рамках ШОС на таких направлениях, как поддержание региональной стабильности и развитие экономического и инвестиционного сотрудничества.
ШОС является механизмом многостороннего сотрудничества по укреплению стабильности и безопасности, развития экономического взаимодействия в Центральной Азии, площадкой для открытого и конструктивного диалога, а также инструментом развития партнерства на различных направлениях. За период деятельности ШОС проделана большая политическая и организационная работа по ее укреплению, предприняты практические шаги по наращиванию многопланового взаимодействия по реализации ее основных целей и задач.
В целом стратегическое сотрудничество Республики Узбекистан в рамках СНГ и ШОС можно разделить на следующие направления:
Развитие экономических и торговых отношений. С момента появления формата сотрудничества в странах СНГ основным вопросом стало сохранение тесных экономических отношений между постсоветскими странами. Именно экономика и торговля является основной движущей силой во взаимоотношениях между государствами.
С учетом национальных интересов республики Узбекистан в 2013 году присоединилась к Договору о зоне свободной торговли. Это становится также одной из причин вхождения в Всемирную торговую организацию.
В рамках ШОС документа отдельного в рамках торговли и экономики нет, однако стоит отметить Совместное заявление глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества по упрощению процедур торговли, в котором указывается о необходимости упрощения таможенных процедур, сокращения таможенных формальностей, связанных с импортом, экспортом и транзитом товаров, повышения транспарентности и развитие сотрудничества пограничных органов, в том числе таможни, ускорения перемещения, выпуска и таможенной очистки товаров могут способствовать упрощению и росту взаимной торговли между государствами-членами ШОС.
В рамках ШОС можно выделить ряд документов. Так, Стратегия развития ШОС до 2025 года предусматривает приоритетное значение государства-члены ШОС будут придавать взаимодействию с ООН, прежде всего в вопросах поддержания международного мира и безопасности, поощрения развития на основе Совместной декларации о сотрудничестве между секретариатами ШОС и ООН 2010 года. Приоритетными направлениями будут борьба с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, реализация Глобальной контртеррористической стратегии ООН, работа по тематике международной информационной безопасности на базе разработанного ШОС проекта «Правил поведения государств в области обеспечения международной информационной безопасности».
Особую роль Республики Узбекистан в создании системы региональной безопасности можно увидеть в инициативе об учреждении и создании Региональной антитеррористической структуры (РАТС), которая является постоянно действующим органом ШОС и предназначена для содействия координации и взаимодействию компетентных органов Сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
Сотрудничество в социальной, культурно-гуманитарной сферах. Одним из стратегических направлений по данному направлению можно привести пример Стратегию международного молодежного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. Документ определяет Стратегию как совокупность согласованных подходов государств – участников СНГ к основным целям, задачам, принципам, направлениям, формам и механизмам развития молодежных связей на пространстве СНГ. В основе Стратегии лежит представление о том, что молодежное сотрудничество является важнейшим фактором обеспечения устойчивого, эффективного социально-экономического развития и научно-технического прогресса государств – участников СНГ и Содружества в целом, сохранения и углубления дружественных отношений между государствами – участниками СНГ, повышения их конкурентоспособности в условиях глобализации, одной из наиболее перспективных форм интеграционного партнерства. В разработке Стратегии приняты во внимание специфические потребности, интересы и проблемы молодежи, возникающие, в частности, в связи с масштабными миграционными потоками, молодежной мобильностью, недостаточным знанием молодежью культуры, истории, традиций и современных достижений народов государств – участников СНГ, необходимостью обеспечения доступа молодежи к культурному наследию народов государств – участников СНГ, проявлением у части молодежи нравственного нигилизма и экстремистских настроений.
В рамках ШОС имеются некоторые документы в части сотрудничества в данной сфере, так Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования предусматривает, что стороны в соответствии с законодательством своего государства осуществляют сотрудничество в области образования, а также обмениваются опытом и информацией по вопросам реформ в области образования, проводимых в государствах сторон.
Бишкекская декларация Совета глав ШОС указывает на важность укрепления связей в научной, технической, культурной, гуманитарной и туристической сферах, способствуя дальнейшему укреплению отношений добрососедства, дружбы и сотрудничества, а также развитию межкультурного диалога в интересах народов, живущих на пространстве ШОС, сохранению и поощрению многообразия культур, сотрудничества в области изучения культурного и природного наследия региона, проведения международных фестивалей и конкурсов, углубления взаимодействия в области музыкального, театрального и изобразительного искусства, кинематографии, телерадиовещания, архивного, музейного и библиотечного дела, а также развивать контакты между людьми, прежде всего молодежью, и туристических обменов, в том числе вдоль исторического «Великого Шелкового пути».
Таким образом, сотрудничество в рамках СНГ и ШОС позволило Узбекистану активизироваться на различных направлениях при осуществлении суверенной внешней политике, позволив всесторонне учитывать национальные интересы, вносить свой вклад в обеспечение региональной безопасности и т.д.
Внешняя политика и дипломатия Узбекистана строится на основе "равноправия и взаимной выгоды, исключающих всякую возможность вмешательства во внутренние дела, ущемление независимости и суверенитета и идеологизации межгосударственных отношений". Такой принципиальный подход крайне важен для молодого независимого государства. Статья 4 Закона "Об основных принципах внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан" определяет важнейшей задачей внешнеполитической деятельности Узбекистана активное участие в работе ООН, ОБСЕ и других международных организаций, интеграция в европейские и азиатские и мировые структуры безопасности
Принцип сотрудничества между государствами играет важную роль в обеспечении международной коллективной и национальной безопасности. Его следует рассматривать как обязанность государств развивать сотрудничество друг с другом во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Компонентами сотрудничества являются равенство, взаимное доверие, добрососедские и дружественные отношения, международный мир и безопасность. Выгоды, порождаемые сотрудничеством, должны быть доступны для всех государств.
Государства и международные организации, как единственные, безоговорочно признаваемые субъекты международного права, являются естественными партнерами на международной арене.
Во многих отношениях существует несомненная взаимозависимость между государствами и международными организациями, поскольку международные организации зависят от государств, которые их учреждают и затем обеспечивают их деятельность, в то же время государства не могут в одиночку решать или даже ставить некоторые необходимые для их нормального функционирования вопросы без помощи международных организаций.
Стратегические партнерства считаются одним из способов установления отношений. Они создаются для дипломатических удобств и используются как предпосылка для более серьезных контактов в дипломатическом круге, с тем чтобы подчеркнуть важность ключевых дипломатических явлений; при этом режимы стратегического партнерства использованы для регулирования или смягчения отношений одного государства с другими международными субъектами; стратегические партнеры рассматриваются как более «близкие друзья», чем другие страны, и среди стратегических партнеров, существует также неявная иерархическая структура, в которой всеобъемлющим стратегическим партнерствам, как представляется, уделяется больше внимания, чем базовым стратегическим партнерствам.
Особенности развития союзнических отношений и стратегического партнерства между государства заключаются в том, что данные отношения берут за основу общие положения о международных договорах и дипломатических сношениях глав государств. Результат таких международных отношений закрепляется, как правило, в виде двусторонних договоров между государствами, меморандумами, переговорами и иными видами взаимодействия между государствами. При таких международных отношениях государства взаимосвязаны общими интересами. Результаты двусторонних договоров приносят выгоду одинаково двум сторонам.
И.В.Кудрявцев,
доцент Ташкентского юридического государственного университета
Источник: УзА