Новости 1776
На обсуждении депутатов отчет об исполнении Государственного бюджета за 2020 год и первое полугодие 2021 года
24 мая 2021 года состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан. На нем депутатами рассмотрен отчет об исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов за 2020 год.
Как подчеркивалось депутатами, несмотря на негативное влияние пандемии COVID-19 на мировую экономику в 2020 году, в результате своевременных скоординированных фискальных и монетарных мер в экономике нашей страны сохранены положительные темпы экономического роста.
По итогам 2020 года экономика страны выросла на 1,6 процента по сравнению с 2019 годом, объем валового внутреннего продукта составляет 580,2 трлн сумов. 0,76 процента роста ВВП пришлось на сельское хозяйство (рост валовой добавленной стоимости на 3,0 процента), 0,55 процента на строительство (9,2 процента), 0,18 процента на промышленность (0,7 процента) и 0,04 процента на услуги (0,1 процента). Вместе с тем, в структуре валовой добавленной стоимости в отчетном периоде услуги составили 36,3 процента (36,1 процента — в 2019 году), сельское хозяйство, лесное и рыбное хозяйство — 28,2 процента (28,0 процента), промышленность — 28,5 процента (29,3 процента), строительство — 7,0 процента (6,6 процента).
В результате воздействия пандемии коронавируса на международные рынки внешнеторговый оборот нашей страны составил 36,3 млрд долларов США, и по сравнению с 2019 годом снизился на 13,1 процента. При этом экспорт снизился на 13,4 процента, а импорт — на 12,8 процента.
Кроме того, в 2020 году за счет снижения инвестиционной активности объем освоенных инвестиций в основной капитал снизился на 8,2 процента по сравнению с 2019 годом и составил 202,0 трлн сумов.
Несмотря на негативное влияние пандемии, доходы Государственного бюджета в 2020 году составили 132,9 трлн сумов, что превышает прогноз в 128,7 трлн сумов на 103,3 процента или 4,2 трлн сумов. Доходы увеличились на 20,8 трлн сумов по сравнению с 2019 годом.
Также в целях защиты населения в результате введения карантинных ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции в 2020 году и поддержки субъектов предпринимательства принят ряд мер, таких как предоставление льгот по уплате налога на имущество и земельный налог для гостиниц и туроператоров, некоторых субъектов малого бизнеса, льготы по строгим налогам, не начисленным индивидуальным предпринимателям, прекратившим свою деятельность, а также продление срока, приостановление налоговой задолженности некоторых субъектов предпринимательства способствовали увеличению реальных доходов населения.
Расходы Государственного бюджета на 2020 год (без учета бюджетов государственных целевых фондов) составили 144,1 трлн сумов или 24,8 процента по отношению к ВВП. За отчетный период из Государственного бюджета на финансирование социальных расходов выделено 74,2 трлн сумов или 51,5 процента от общей суммы расходов. Эти расходы составили 12,8 процента по отношению с валовым внутренним продуктом. Из этих расходов 85,1 процента или 63,2 трлн сумов пришлось на долю расходов на социальную сферу и социальную поддержку населения.
По состоянию 1 января 2021 года объем государственного внешнего долга Республики Узбекистан составил 21,1 млрд долларов или 36,5 процента по отношению ВВП. Привлеченный внешний долг от имени Республики Узбекистан составил 15,1 млрд в долларовом эквиваленте, Привлеченный внешний долг под гарантию Республики Узбекистан — 6,0 млрд в долларовом эквиваленте.
Как отмечалось, направлены средства в размере 77,2 трлн сумов или 13,3 процента по отношению ВВП из различных источников на меры по смягчению последствий пандемии за счет реализации санитарно-гигиенических мер, лечения пациентов с COVID-19, поддержки наиболее пострадавших секторов экономики и создания новые рабочие места. В частности, 13,8 трлн сумов осуществлены за счет Государственного бюджета (в том числе 12,8 трлн сумов из Антикризисного фонда), 3,3 трлн сумов за счет Фонда реконструкции и развития.
В ходе обсуждения отчета депутаты также акцентировали внимание на некоторые недостатки в исполнении Государственного бюджета, отметив положительные результаты. В частности, Службами внутреннего аудита и финансового контроля, созданными в министерствах и ведомствах в течении 2020 года проведено 2 726 контрольных мероприятий, в результате которых выявлены финансовые ошибки и недостатки на 309,2 млрд сумов, из них 1 238 проверочных документов были направлены в правоохранительные органы для применения соответствующих мер.
Департаментом государственного финансового контроля Министерства финансов в 2020 году проведена основная часть из 6 944 мероприятий финансового контроля, то есть 4 729 (68 процентов) мероприятий по соблюдению бюджетной дисциплины и целевому использованию бюджетных средств.
Обеспечено возмещение в бюджет на 168,8 млрд сумов за нарушения бюджетной дисциплины, выявленные в ходе контрольных мероприятий в размере 246 млрд сумов, недостатки денежных средств и материальных товаров, необоснованных расходов.
Особое внимание депутаты уделили вопросам бюджетной дисциплины, прозрачности и подотчетности, подчеркнули важность учета ожидаемой эффективности и действенности при выделении средств из бюджета.
В казначейской системе еще не полностью внедрены автоматизированные процедуры. Наблюдаются случаи, когда временно свободные средства на едином казначейском счете помещаются непосредственно на депозит в Центральный банк без проведения конкурса. Особо отмечалось, что Центральным банком 260,5 млрд сумов рассчитаны как процентный доход, и не уплачена 15 процентный источник выплаты налоговой суммы на 39,1 млрд сумов в бюджет республики.
В ходе обсуждений народными представителями обращено внимание на то, что в 231 213 случаях 243,4 млрд сумов были уплачены юридическими лицами по имущественному и земельному налогам за счет заработной платы рабочих, и эти выплаты производились на основании согласия работников.
Невозврат излишне уплаченной суммы налога 14 359 действующим субъектам предпринимательства в размере 33,6 млрд сумов или начисления процентов в 2020 году по республике вызвало обоснованные замечания у депутатов.
По средствам, образовавшимся в результате перевыполнения плана доходов в 2020 году без источника из республиканского бюджета выделено 224,3 млрд сумов, из 3 региональных бюджетов — 6,1 млрд сумов, в 109 районах и городах — 89,6 млрд сумов, на общую сумму 320,0 млрд сумов.
Народными избранниками глубоко обсужден ряд негативных случаев, которые были представлены в заключении Счетной палаты Республики Узбекистан по результатам внешнего аудита и оценки отчета об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов в 2020 году.
В ходе активных обсуждений представители нижней палаты парламента отметили необходимость повышения исполнительской дисциплины должностных лиц органов местной государственной власти, усиления парламентского контроля за своевременным, качественным исполнением Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов за следующий период, для этого необходимо наметить конкретные задачи по тесному взаимодействию депутатов нижней палаты парламента с соответствующими местными Кенгашами народных депутатов.
На заседании принято соответствующее постановление Законодательной палаты Олий Мажлиса по отчету об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов за 2020 год.
***
В этот же день депутатами рассмотрен и второй вопрос повестки дня Законодательной палаты — отчет об исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов за первый квартал 2021 года.
Согласно отчету, в 2021 году в результате глобального экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19, неопределенность рисков для внешнеэкономической ситуации останется высокой.
Как отмечалось на заседании, в январе-марте 2021 года экономика республики выросла на 3,0 процента по сравнению с соответствующим периодом 2020 года (4,6 процента в первом квартале 2020 года), объем валового внутреннего продукта составил 128,6 трлн. Экономический рост промышленности вырос на 3,8 процентов, строительство — на 0,5 процентов, сельское и лесное хозяйство и рыболовство — на 3,1 процента, услуги — на 2,8 процентов. Уровень инфляции составил 10,9 процента в годовом выражении и 2,7 процента в январе-марте прошлого года.
В отчетном периоде доходы Госбюджета составили 33,9 трлн сумов, расходы — 34,1 трлн сумов, дефицит Государственного бюджета — 188,2 млрд сумов или 0,1 процента по сравнению с ВВП и находился на прогнозируемом уровне.
Как отмечается, в целях оживления экономики и стимулирования потребления социальные расходы увеличились на 21 процент по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года с конца 1 квартала 2021 года и составили 18,2 трлн сумов.
В условиях нынешней пандемии Службам санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья, ее организациям выделены в первом квартале 2021 года в общей сложности 387,5 млрд сумов на меры, направленные на предупреждения проникновения и распространения нового типа коронавируса.
Из этой суммы 186,7 млрд сумов выделено 46 765 медработникам, санитарно-эпидемиологическим и другим персоналам, задействованные в мероприятиях по предупреждению распространения «коронавируса».
При этом прогноз доходов Государственных целевых фондов Республики Узбекистан в I квартале 2021 года составил 8 436,9 млрд сумов, и прогноз выполнен на 8 787,7 млрд сумов или 104 процента. Из них выделенные трансферты из Государственного бюджета составили 2 328,5 млрд сумов.
За отчетный период расходы Государственных целевых фондов Республики Узбекистан, запланированные на сумму 9 489,3 млрд сумов, были выполнены на сумму 9 192,9 млрд сумов или 97 процентов.
На 1 апреля 2021 года Государственный долг составил 23,4 млрд долларов или 40,5 процента ВВП, включая государственный внутренний долг в размере 2,2 млрд долларов или 3,7 процента ВВП, а внешний долг страны составил 21,2 млрд долларов или 36,8 процента ВВП.
Депутатами подчеркивалось, что наряду с положительными результатами рост числа ошибок и пробелов в целевом использовании бюджетных средств вызывает несогласие населения. В частности, из 248 контрольных мероприятий, проведенных в системе Министерстве народного образования, 198 выявлены нарушения на сумму 43,3 млрд сумов, что в 4,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (9,4 млрд сумов). На 212 из 275 контрольных мероприятий, проведенных в системе Министерстве здравоохранения, выявлены нарушения на 23,3 млрд сумов, что в 2,9 раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года (7,9 млрд сумов). На 242 из 289 контрольных мероприятий, организованных в системе Министерства дошкольного образования, выявлено нарушений на сумму 41,2 млрд сумов, что в 7,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (5,4 млрд сумов).
Руководители ответственных министерств и ведомств, участвовавшие в заседании нижней палаты парламента, также обратили внимание на другие неотложные задачи, которые следует предусмотреть в ближайшие кварталы при реализации доходов и расходов Государственного бюджета и государственных целевых фондов в условиях пандемии. Народными избранниками подчеркнута необходимость дальнейшего усиления парламентского контроля в этом направлении.
По итогам заседания принято соответствующее постановление Законодательной палаты Олий Мажлиса по отчету об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов за первый квартал 2021 года.
Источник: parliament.gov.uz