Новости 1984
Для чего создана Парламентская комиссия по правам человека в Олий Мажлисе?
Состоялось первое заседание Комиссии Олий Мажлиса по соблюдению обязательств страны в области прав человека.
В последние годы заметны усилия парламента страны в сфере защиты и формирования культуры уважения прав человека.
В Докладе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан, была поставлена задача разработать Национальную стратегию по правам человека, в которой должны быть определены конкретные механизмы реализации конституционных принципов обеспечения прав и свобод человека, и на её основе эффективно осуществлять государственную политику в этой области. Главой государства отдельно подчеркнута необходимость продолжения работы “по развитию культуры уважения прав и свобод человека в обществе”.
Разработанная на основе результатов широкого общественного обсуждения, международных и национальных консультаций Национальная стратегия Республики Узбекистан в области прав человека была утверждена Указом Президента Республики Узбекистан от 22 июня 2020 года.
Одной из задач Национальной стратегии является дальнейшее расширение полномочий парламента в осуществлении парламентского контроля за выполнением международных обязательств Узбекистана в области прав человека. В Указе содержится рекомендация Олий Мажлису образовать Парламентскую комиссию по соблюдению международных обязательств в области прав человека.
Согласно этой рекомендации 25 сентября текущего года Кенгаши палат Олий Мажлиса образовали Парламентскую комиссию по соблюдению международных обязательств Республики Узбекистан в области прав человека, утвердили ее состав и Положение.
В состав Парламентской комиссии входят 12 парламентариев, депутаты Законодательной палаты и члены Сената.
Парламентская комиссия призвана содействовать соблюдению международных обязательств нашей страны в области прав человека и реализации Национальной стратегии Республики Узбекистан в области прав человека посредством:
во-первых, содействия реализации государственной политики, направленной на обеспечение прав человека и формирование культуры уважения к правам человека в обществе;
во-вторых, содействия имплементации международных стандартов в области прав человека в национальное законодательство;
во-третьих, осуществления парламентского контроля за реализацией национальных планов действий в области прав человека;
в-четвертых, осуществления сотрудничества в области прав человека с институтами гражданского общества.
Как отмечал на мероприятии Первый заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Акмал Саидов, «хотя решения Парламентской комиссии имеют рекомендательный характер, члены комиссии имеют необходимые полномочия и мандат парламентария для их качественной реализации».
Зачем нужно было создать Парламентскую комиссию?
В настоящее время в Сенате 9 и в Законодательной палате 12 комитетов, в парламенте – пять комиссий, состоящих из представителей обеих палат.
При осуществлении своих полномочий каждый комитет и комиссии учитывают вопросы прав человека исходя из своего профильного направления.
Также, в Узбекистане созданы четыре национальных института по правам человека, два из которых - в структуре парламента. В частности:
– Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман);
– Уполномоченный по правам ребенка;
– Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека (НЦПЧ).
– Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
Несмотря на то, что деятельность комитетов и комиссий охватывает разные сферы жизнедеятельности, созданы специальные национальные институты по правам человека, включая парламентский Омбудсман. В парламенте отсутствовала систематизированная парламентская работа по выполнению международных обязательств Узбекистана в области прав человека, воплощению этих обязательств в национальных стратегиях и законах.
Если посмотреть на зарубежную практику, то можно обратить внимание на то, что подобные парламентские структуры в основном существуют в сильных демократических парламентах. Например, парламентский комитет или парламентская комиссия по правам человека создана в Австралии, Великобритании, Германии, Италии, Канаде, Латвии, Турции и др. По данным УВКПЧ ООН парламентские комитеты по правам человека существует в более чем 30 странах.
В 2017 году Генеральный секретарь ООН в своем докладе отметил, что «создание парламентского комитета с исключительным мандатом в области прав человека является мощным политическим сигналом, и это следует поощрять».
В Докладе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) содержатся рекомендации в отношении создания парламентских комитетов по правам человека и укрепления взаимодействия с международными правозащитными механизмами. Отмечается, что «парламенты являются обязательными действующими субъектами сферы прав человека и исполняют исключительно важную функцию в деле их поощрения и защиты, в первую очередь путем осуществления надзора за действиями государства в области прав человека и разработкой политики, а также участия в работе международных правозащитных механизмов, в частности универсального периодического обзора ООН».
Совет по правам человека ООН в своем резюме дал рекомендацию относительно необходимости для парламентов, особенно для существующих парламентских комитетов по правам человека осуществлять контроль за политикой и действиями правительств в области прав человека, в первую очередь за осуществлением рекомендаций международных правозащитных механизмов.
В 2019 году Межпарламентский союз (МПС) и УВКПЧ в своем Докладе “Формирование хорошей национальной парламентской практики и перечень рекомендаций для действий” рекомендовали государствам-участникам создать сильные и эффективные парламентские комитеты по правам человека. Также, в данном докладе было позитивно отмечено активное участие представителей узбекского парламента во всех этапах последнего Универсального периодического обзора.
В мае МПС на своем сайте высоко оценил деятельность нашего парламента в сфере прав человека: «МПС приветствует последние действия узбекского парламента по внедрению международных стандартов в области прав человека на национальном уровне», «Узбекский парламент все активнее занимается правами человека», «в 2018 году был разработан механизм парламентского надзора за защитой прав человека и выполнением рекомендаций ООН», «в последние годы первый заместитель Спикера Законодательной палаты Узбекистана Акмал Саидов вместе с другими депутатами, играл видную роль в составе делегаций в Совет ООН по правам человека и Комитет ООН по правам человека».
Образование новой Парламентской комиссии с исключительным мандатом в области прав человека является мощным политическим сигналом, свидетельствующим о приверженности Узбекистана своим международным обязательствам в области прав человека. Это способствует:
во-первых, дальнейшему усилению роли парламента и повышению его эффективности в осуществлении парламентского контроля в выполнении международных обязательств страны в области прав человека;
во-вторых, совершенствованию парламентской координации национальной политики в области прав человека, усилению взаимодействия и консультации с парламентским Омбудсманом, национальными правозащитными учреждениями и представителями гражданского общества по вопросам прав человека;
в-третьих, активизации международного и межпарламентского сотрудничества парламента в сфере прав человека, в частности, участия в работе договорных органов ООН, структур МПС по правам человека.
Дониёр Тураев,
заместитель директора института проблем законодательства и парламентских
исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан.
Источник: УзА