Новости 1955
К вопросу о текущем состоянии и перспективах развития системы здравоохранения Республики Узбекистан
Узбекистан с момента приобретения независимости принимает меры по улучшению здоровья и благополучия населения.
За последнее десятилетие осуществлены крупные реформы, направленные на повышение эффективности и действенности системы здравоохранения.
Следует отметить, что система здравоохранения Узбекистана в основном сосредоточена на государственную, которая в свою очередь делится на три уровня иерархии: общенациональный (республиканский) уровень, областной уровень и местный уровень, состоящий из районов или городов, с относительно небольшой долей частного сектора. Частный сектор все еще представляет небольшую часть системы и, в основном, представлен аптеками, частными медицинскими клиниками и учреждениями, занимающимися производством и поставкой медикаментов или медицинского оборудования.
Министерство здравоохранения (с общим числом сотрудников 139 человек) играет ключевую роль в организации, планировании
и управлении системой здравоохранения Узбекистана. Поскольку в системе здравоохранения действует преимущественно интегрированная модель (при которой государство является главным игроком и поставщиком услуг здравоохранения), то практически все медицинские работники являются государственными служащими.
Однако, несмотря на широкомасштабные реформы, в стране сохраняется несколько устаревшая модель. Большинство учреждений, предоставляющих услуги здравоохранения, по-прежнему принадлежат государству, а частный сектор, хоть и растет, все еще остается небольшим.
Система здравоохранения все еще следует интегрированному подходу, договорные отношения не развиваются. Некоторые из важнейших проблем связаны с финансированием здравоохранения. Узбекистан тратит лишь относительно маленькую долю ВВП на здравоохранение и, хотя в последние годы расходы государственного сектора составляли все большую часть общих расходов на здравоохранение, частные расходы остаются значительными и, в основном, в форме (как официальных, так и неофициальных) личных платежей.
Доля расходов на здравоохранение в странах СНГ
(выраженная в процентах от ВВП)
Источник: World Health Organization: Global Health Expenditure 2020.
Это имеет очевидные последствия для обеспечения равенства в финансировании и потреблении медицинских услуг. Дальнейшее увеличение доли государственных расходов на здравоохранение сделает возможным применение стратегий, которые обеспечивают лучшую финансовую защиту населения. Сюда можно включить расширение базового пакета услуг и формирование социального пакета бесплатного медикаментозного обеспечения при амбулаторном лечении, как это практикуется в некоторых других странах СНГ.
Переход к механизмам оплаты пациентов за услуги, реализованный в государственном секторе, возможно, потребует тщательного пересмотра, чтобы предотвратить негативные последствия.
Следует сказать и о том, что в сельских и отдаленных районах существует нехватка врачей. Состояние здоровья граждан, а также распределение государственных расходов на здравоохранение также отличаются от области к области, поэтому необходимо создать механизмы, чтобы контролировать и преодолевать это неравенство.
Как и в других странах Центральноазиатского региона, в Узбекистане присутствует проблема неофициальных платежей. От них, как известно, очень сложно избавиться, но, прежде всего, необходимо признать масштаб проблемы и то, каким образом они подрывают ключевые цели системы здравоохранения. Это может проложить дорогу к большей прозрачности в системе здравоохранения, в том числе за счет укрепления прав пациентов и обеспечение более высокой заработной платы для работников учреждений здравоохранения. Целенаправленные и хорошо продуманные инициативы по проведению соответствующих реформ, скорее всего, приведут к улучшению доступа к медицинской помощи, повышению ее качества и эффективности.
Качество медицинских услуг все больше признается проблемным аспектом. Постоянно предпринимаются усилия по совершенствованию протоколов лечения и пересмотру медицинского образования, организации непрерывного повышения квалификации медицинских кадров, а также обеспечению качества оказываемых населению услуг. В будущем эти усилия необходимо еще более активизировать для улучшения уровня оказания медицинской помощи по всей стране.
Наконец, обязательным является дальнейшее инвестирование в развитие информационных систем в области здравоохранения. На сегодняшний день существует нехватка данных о функциональном состоянии здоровья и удовлетворенности пациентов доступностью и качеством услуг. Местный потенциал в проведении исследований и методов сбора качественных данных может быть усилен, чтобы поддержать регулярный сбор данных в отдельных сферах, представляющих интерес. Это могло бы помочь восполнить пробелы во многих областях, где необходимы более точные данные, и обеспечить лучшую основу для обоснованной политики здравоохранения.
За последние три года с целью реформирования системы здравоохранения принято более 160 нормативно-правовых документов. В результате во всех звеньях системы здравоохранения происходят важные изменения. Начиная с первичной медицинской помощи и заканчивая специализированными центрами, повсеместно внедряются новые технологии, широко применяются достижения мировой науки и медицины.
Эти изменения основаны прежде всего на Указе Президента Республики Узбекистан «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан» от 7 декабря 2018 года.
Данным указом были также утверждены Концепция развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы и Программа мер по реализации Концепции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан в 2019-2021 годах. Во многих странах реформирование здравоохранения длилось многие годы: во Франции – 60 лет, в Республике Корея – 40 лет, в Турции – 10 лет. А в Узбекистане поставлена цель завершить процесс реформирования системы здравоохранения в течение семи лет, к 2025 году.
Несмотря на принимаемые усилия и хороший охват населения службами охраны здоровья, реализуемые меры все еще не привели к более справедливому доступу или улучшению состояния здоровья наиболее уязвимых слоев населения.
Младенческая смертность в странах СНГ
(число случаев смерти детей в возрасте до одного года на 1000 живорожденных)
Источник: The United Nations Inter-Agency Group for Child Mortality Estimation (http://www.childmortality.org).
В своем очередном Послании Олий Мажлису Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев особо отметил, что продолжение последовательной работы по реформированию системы здравоохранения является одной из стратегических задач сегодняшнего дня. В связи с этим глава государства предложил объявить 2021 год «Годом поддержки молодежи и укрепления здоровья населения».
Также в своем послании глава государства акцентировал внимание на конкретные направления коренного реформирования системы здравоохранения Узбекистана, которые требуют самого серьезного внимания со стороны государства и общества, среди которых:
– коренной пересмотр организации работ на уровне первичного звена здравоохранения;
– широкое внедрение здорового образа жизни среди населения, особенно молодежи;
– поднятие на новый уровень деятельность системы медицинского обслуживания в сельской местности;
– продолжение работы по укреплению частного сектора
в медицине, которая смогла показать свои результаты в нынешней сложной ситуации;
– обеспечение внимания к дальнейшему развитию телемедицины и налаживание системы телемедицины между республиканскими специализированными медицинскими центрами и их филиалами в регионах страны;
– продолжение работ по охране здоровья матери и ребенка;
– увеличение финансирования для лечения заболеваний хронического и тяжелого характера.
В заключение следует отметить, что в целом намеченные меры по совершенствованию системы здравоохранения явно иллюстрируют приоритеты социально-экономической политики. Такой подход государства позволит модернизировать и укрепить данную сферу, а также заложить основы для ее долгосрочного развития.
Жамшид Шарипов,
начальник отдела Центра «Стратегия развития»