Как должна работать судебная защита

06.07.2020 08:07:35

 Очередное заседание Пленума Верховного суда прошло 3 июля в режиме видеоконференцсвязи. В нем участвовали представители судейского корпуса, члены Научно-консультативного совета при Верховном суде, Высшего судейского совета и Генеральный прокурор.

 Обсужден проект постановления Пленума Верховного суда «О судебной защите прав и законных интересов физических и юридических лиц», которым разъясняется рад ключевых моментов.

 Что понимается под судебной защитой? Это деятельность судов, осуществляемая в установленном процессуальными законами порядке и направленная на восстановление нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц.

 Когда возможна судебная защита? При наличии предусмотренных законом предпосылок, которые являются необходимыми условиями возбуждения дела в суде первой инстанции. Их отсутствие – основание для отказа в принятии и рассмотрении обращений судом.

 Формы обращения в суд. Согласно ГПКЭПКУПК и КоАСП – это:

исковое заявление, заявление (жалоба) – по спорам, возникающим из гражданских, административных правоотношений;

заявление – по приказному производству, делам особого производства, отдельным категориям дел и в иных случаях, предусмотренных процессуальными законами;

жалоба (протест) – при обращении в суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанции.

 Обращения по остальным вопросам рассматриваются по Закону «Об обращениях физических и юридических лиц». Если обращение подведомственно госорганам, другим организациям или их должностным лицам, они перенаправляются им в пределах 5 дней, о чем сообщается автору. Безосновательная передача обращений на рассмотрение другим госорганам не допускается.

 По форме и содержанию обращения должны соответствовать правилам, установленным процессуальными законами. В частности, возможна электронная форма с заверением ЭЦП.

 Обжалование судебного акта – форма судебной защиты. Таким правом наделены:

а) по гражданским делам – участвующие в деле лица: стороны, третьи лица, их представители и участники судебного процесса, а также лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд разрешил вопрос;

б) по экономическим и административным делам – лица, участвующие в деле, а также лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд принял решение. Бизнес-омбудсман вправе подавать кассационные и надзорные жалобы в рамках дел по спорам между субъектами предпринимательства, связанным с предпринимательской деятельностью;

в) по делам об административных правонарушениях – лицо, в отношении которого вынесено постановление суда, потерпевший, их законные представители, адвокат, а также орган, составивший протокол; 

г) по уголовным делам обжаловать приговор (определение) вправе:

осужденный, его защитник, законный представитель, а также потерпевший и его представитель;

в части, относящейся к гражданскому иску, – гражданский истец, гражданский ответчик и их представители;

в части мотивов и основания оправдания – оправданное судом лицо, его защитник и законный представитель;

в части, затрагивающей их права и законные интересы, – лица, не являющиеся сторонами в деле (в кассационном порядке).

 Полномочие обжаловать судебный акт представителями и адвокатами сторон в гражданском, экономическом и административном судопроизводстве должно быть специально оговорено в их доверенности.

 Сроки рассмотрения и ответственность судей. Отдельно отмечены следующие аспекты:

к надзорной жалобе должны быть приложены копии принятых по делу судебных актов, а в установленных законом случаях – документы об уплате госпошлины и почтовых расходов. Иначе невозможно определить процессуальное положение автора, обращение возвращается без рассмотрения;

судья, председательствовавший при рассмотрении дела в суде первой инстанции, лично ответственен за своевременную регистрацию обращений, соблюдение сроков оформления и направления дел в суд апелляционной, кассационной инстанции и извещения участников процесса о времени и месте пересмотра дела;

решения, принимаемые по результатам обращения, либо разъяснения положений законодательства излагаются на том же языке, что и текст обращения;

в отношении судьи, допустившего нарушение процессуальных норм (если это подтвердится по итогам рассмотрения апелляционной, кассационной или надзорной жалобы) выносится частное определение, копия которого направляется в соответствующую квалификационную коллегию судей;

если обращение касается ненадлежащего исполнения судебных актов, оно направляются в соответствующее территориальное управление Бюро принудительного исполнения, о чем сообщается в суд, принявший решение, либо по месту его исполнения – для контроля.

 Суды должны правильно организовать прием граждан и представителей юрлиц – в установленные дни и часы по графику, своевременно извещая о времени и месте проведения выездных приемов. Безосновательно переносить дни приема недопустимо. Судам рекомендуется регулярно анализировать поступающие к ним обращения.

 Источник: norma.uz

Поделиться с друзьями

+