Новый этап регионального сотрудничества – результат прагматичной внешней политики Республики Узбекистан

13.07.2021 09:07:04

 «Центральная Азия – это единый организм, который на протяжении веков имел общее культурное пространство. Историческая общность, языковое сходство, наличие общих традиций, обычаев дает нам колоссальные возможности для того, чтобы быть вместе и сообща строить наше общее будущее».

Шавкат Мирзиёев

Как сообщалось ранее, 15-16 июля в Ташкенте состоится международная конференция на тему «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности». Накануне этого форума экспертом Международного института Центральной Азии публикуется статья о новом этапе сотрудничества между странами Центральной Азии, а также факторах развития трансрегионального взаимодействия, перспективах укрепления связей центральноазиатских государств со странами Южной Азии.

В условиях активизации регионального сотрудничества в Центральной Азии, что стало возможным в результате нового курса региональной политики, проводимого под руководством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, особый интерес представляет необходимость изучить его эффективность и попытаться ответить на вопросы о том, насколько устойчивы положительные изменения, наблюдающиеся во взаимоотношениях стран региона, какие факторы и условия способствуют их продолжению.

На сегодняшний день благодаря открытой, доброжелательной и прагматичной региональной политике лидера нашей страны обеспечено становление принципиально новых условий в Центральной Азии. В контексте развития регионального сотрудничества прошедшие пять лет стали поистине историческими и прорывными в развитии процессов регионализации. В настоящее время процессы развития регионального сотрудничества в Центральной Азии переживают свой исторический взлет.

Как показывает анализ, после обретения независимости странами Центральной Азии в регионе были созданы различные интеграционные проекты, среди которых можно выделить создание Центральноазиатского экономического сообщества (ЦАЭС), Организации центральноазиатского сотрудничества (ОЦАС), Центральноазиатского союза.

Однако, в силу следующих препятствующих факторов их деятельность долго не продлилась. Во-первых, в начале 1990-х годов в странах Центральной Азии шли процессы государственного строительства и формирования национальной идентичности; во-вторых, в первые годы независимости на фоне общего снижения объемов торговли между странами региона и ослабления прежних экономических связей преобладал курс на налаживание сотрудничества с зарубежными странами; в-третьих, в годы становления государств их тесному взаимодействию мешали разные модели и темпы реформ, в частности по политическим и экономическим вопросам.

Между тем, как показывает анализ, эти причины, сдерживающие региональное сотрудничество, носили временный характер. Несмотря на то, что топоним «Центральная Азия» в различные исторические периоды рассматривался по-разному, прежде всего, с географической, этнокультурной и политической точек зрения, за весь период развития региона в Центральной Азии всегда отсутствовали внутренние границы, обуславливающие постоянные широкомасштабные контакты внутри региона.

Между тем, следует осознать, что фундаментом для государств региона в коллективном реагировании на возникающие проблемы, поиске эффективных путей их решения и совместном движении по пути прогресса служат историческое единство происхождения народов Центральной Азии, культурная, религиозная и языковая общность, а также приверженность населения региона общечеловеческим ценностям.

В этом контексте большинство зарубежных экспертов воспринимают необходимость регионального сотрудничества в Центральной Азии как аксиому. По их мнению, такие факторы, как историческая, географическая, культурная, религиозная взаимосвязанность, общность вызовов и угроз предопределили неизбежность и приоритетность регионального взаимодействия в Центральной Азии.

Несмотря на выбор каждым из государств собственного пути общественно-политического и социально-экономического развития, различные внешнеполитические и внешнеэкономические приоритеты, страны региона объединяют сложившиеся веками торгово-экономические связи, развивающаяся сеть транспортных и энергетических коммуникаций, а также стремление к нейтрализации вызовов и угроз безопасности. В качестве основных факторов, способствующих региональному сотрудничеству, можно выделить следующие.

1) Единое историческое и культурное наследие народов региона. Центральная Азия, находящаяся на перекрестке основных мировых торговых путей, с древних времен занимала важное место в процессе взаимовлияния культур и цивилизаций. Великий Шелковый путь (II век до н.э. – XV век н.э.) как международная транспортная артерия обеспечивал не только торговые связи между Европой и Азией, но и информационно-цивилизационный диалог между странами и континентами, служил проводником для распространения новых технологий и новаций, сельскохозяйственных культур и агротехнологий, а также культурных ценностей, создавая тем самым условия для межцивилизационного и технологического обмена.

Такие особенности современной Центральной Азии, как географическое разнообразие, полиэтничность, полилингвизм, этническая и конфессиональная толерантность, совместное проживание разных народов и переплетение культур обусловили характерные черты, присущие именно региону Центральной Азии.

2) Наличие потенциала для развития коммуникационной, транспортной и энергетической инфраструктуры. Совершенствование транспортно-инфраструктурных коммуникаций и привлечение в Центральную Азию международного транзитного грузопотока являются одной из важнейших задач, объединяющих страны региона. Актуальность ее решения обуславливается необходимостью максимального использования конкурентных преимуществ, в первую очередь, для улучшения сложившейся в регионе социально-экономической ситуации.

Регион способен вновь стать ключевым транспортным узлом между Западом и Востоком. Значимость транспортно-коммуникационного потенциала Центральной Азии определяется такими четырьмя факторами, как геоэкономический (связующее звено между глобальными экономическими центрами); геополитическим (стабильность и безопасность транспортных коридоров); инфраструктурным (потенциально высокая пропускная способность и относительная развитость транспортной сети); технологическим (использование бесперегрузочных технологий и логистического сервиса).

3) Общие вызовы и угрозы региональной безопасности. Сознавая неделимость безопасности, общность исторических судеб живущих в Центральной Азии народов, государства региона прилагают целенаправленные усилия по созданию условий для углубления сотрудничества как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях. В качестве важнейшего условия обеспечения безопасности, мира, стабильности и устойчивого развития страны Центральной Азии установили тесные связи и взаимодействие в рамках международных структур, таких как ООН, ШОС, СНГ, ОБСЕ и других.

Можно с уверенностью констатировать, что центральноазиатские страны объединяет единое понимание необходимости противодействия современным вызовам и угрозам, которое может быть обеспечено только при активном участии всех расположенных в регионе государств.

Все это закладывает прочный фундамент для укрепления регионального взаимодействия, превращения Центральной Азии в «регион сотрудничества и развития». Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день существуют все необходимые условия для более благоприятного и плодотворного сотрудничества между странами Центральной Азии.

В этом контексте без преувеличения можно отметить, что после избрания Шавката Мирзиёева в качестве главы Узбекистана в истории развития Центральной Азии начался новый этап регионального сотрудничества. Межгосударственные отношения в регионе развиваются по совершенно новой парадигме.

Текущая тенденция регионального сотрудничества, развитию которого способствовала конструктивная и прагматичная региональная политика Республики Узбекистан во главе с Президентом Шавкатом Мирзиёевым, характеризуется следующими ключевыми факторами.

Во-первых, нынешний процесс регионализации не сопровождается стремлением ее институционализации. Это свидетельствует о том, что страны региона сделали соответствующие выводы из предыдущего опыта, в котором различные региональные структуры служили не в качестве объединяющего фактора, а скорее способствовали центробежным тенденциям.
В этой связи государства региона достигли договоренности о создании регулярной площадки для «сверки часов» по ключевым вопросам регионального развития, отказавшись от создания новой международной организации в регионе или какой-либо интеграционной структуры со своим уставом и над государственными органами. Как результат, по инициативе Узбекистана достигнута договоренность о проведении Консультативной встречи глав государств стран Центральной Азии, первое и второе заседание которой состоялись в Нур-Султане и Ташкенте.

Во-вторых, новый этап регионального сотрудничества полностью поддерживается всеми странами региона. В 1993 году Договор о создании экономического союза (ЦАЭС) подписали только Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан. В отличие от ЦАЭС, проведение Консультативной встречи на регулярной основе было поддержано главами государств всех стран Центральной Азии.

В-третьих, текущие процессы регионализации являются следствием понимания и осознания странами Центральной Азии необходимости налаживания в первую очередь эффективного и взаимовыгодного углубления регионального сотрудничества для устойчивого и динамичного развития. Таким образом, современное состояние регионального сотрудничества не является реакцией на геополитические процессы в мире (распад Советского Союза, процессы глобализации), а результатом давно назревшего запроса на региональное сближение, восстановление доверия и взаимопонимания, а также оперативное решение накопившихся проблемных вопросов на основе разумных компромиссов.

С учетом вышеизложенного можно с уверенностью сказать, что пессимистические прогнозы и оценки относительно перспектив регионального сотрудничества являются беспочвенными. Также хочется отметить, что было бы ошибочно сравнивать модели таких интеграционных структур как Европейский союз, АСЕАН, Северный совет с процессом взаимодействия стран Центральной Азии, каждая из которых следует своим собственным путем развития.

Текущее состояние регионального сотрудничества в Центральной Азии больше соотносимо со значением определения «мягкая регионализация», о которой говорит британский ученый Луиза Фосетт. По ее мнению, в мягкой регионализации основную роль играют неформальные нормы, правила и форматы для успешного взаимодействия. При создании диалоговых площадок, проведении множества неформальных встреч и подписании договоренностей будут вырабатываться нормы взаимодействия, направленные на углубление регионального сотрудничества. В данном контексте примечательным является то, что на сегодняшний день странами региона разрабатывается пятисторонний документ о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в Центральной Азии в XXI веке.

В подтверждение эффективности данного формата для стран региона можно сказать о том, что в последние годы были достигнуты существенные макроэкономические результаты, которые выразились главным образом в значительном росте товарооборота, увеличении объема инвестиций и притоке туристов. В частности, в 2019 году объем товарооборота между странами Центральной Азии составил 7,1 миллиарда долларов, что на 20 процентов больше по сравнению с 2018 годом (5,9 миллиарда долларов).

Аналогичная ситуация наблюдается в вопросе привлечения прямых иностранных инвестиций, объем которых в 2019 году в странах Центральной Азии составил 37,6 миллиарда долларов, что на 40 процентов больше по сравнению с 2016 годом (26,7 миллиарда долларов). В то же время количество туристов, посетивших страны региона в 2019 году, составило 18,4 миллиона человек, что в два раза больше по сравнению с 2016 годом (9,5 миллиона человек).

Более того, государства региона демонстрируют высокий уровень сотрудничества, солидарности и взаимной поддержки. С первых дней распространения коронавируса страны региона объединили усилия, активно сотрудничая в плане обмена информацией в области здравоохранения, координируя свои действия в сферах транспорта, продовольственной безопасности и пересечения границ. Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию в своих странах, государства Центральной Азии оказывали друг другу гуманитарную помощь, которая включала передачу медикаментов, аппаратов искусственной вентиляции легких и средств индивидуальной защиты.

В результате предпринятых стратегических решений странам региона удалось избежать взрывного и неконтролируемого роста заболеваемости, а также минимизировать негативные последствия пандемии на экономику.

По официальным данным, в 2020 году снижение ВВП наблюдалось в Казахстане (на уровне 2,6 процента) и в Кыргызстане (на уровне 8,6 процента). В остальных странах темпы роста сохранились. Так, показатели роста ВВП в Узбекистане составили 1,6 процента, в Туркменистане – 5,8 процента, в Таджикистане – 5,4 процента). В свою очередь, Всемирный банк прогнозирует, что в 2021 году в целом общий показатель экономического роста стран Центральной Азии восстановится до 3,7 процента.

Особого внимания заслуживает Совместное заявление президентов Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Туркменистана по поводу октябрьских событий 2020 года в Кыргызстане, в котором отмечается, что «благополучие Кыргызстана является важным фактором региональной безопасности и устойчивого развития всей Центральной Азии. Наши страны имеют одно прошлое и строят общее будущее. Народы Центральной Азии исторически объединены стремлением к прочному миру, согласию и созиданию во благо будущих поколений».

Формирующаяся модель регионального сотрудничества в Центральной Азии сегодня широко обсуждается среди ведущих политиков и экспертов зарубежных стран и международных организаций, которые отмечают необходимость изучения соответствующего положительного опыта.

Как отмечает специальный представитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, глава Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии Наталья Герман, «в Центральной Азии заметно усиливается тенденция регионального сотрудничества и укрепления добрососедских отношений с акцентом на экономическую взаимодополняемость и культурно-цивилизационную близость государств. В условиях спада экономической активности в связи с глобальной пандемией и сохраняющейся угрозы распространения коронавируса положительная динамика сотрудничества и взаимодоверие позволили странам региона обеспечить необходимые и безопасные коридоры для передвижения стратегически важных товаров – продовольствия, гуманитарной помощи, лекарств и медицинских принадлежностей, энергоресурсов».

По ее словам, «этот пример единства, солидарности и слаженной работы в период серьезных вызовов достоин изучения, его необходимо закрепить международными нормативными документами для устойчивого реагирования в аналогичных и более сложных ситуациях в будущем».

Важное значение имеет то, что повышается значимость Центральной Азии как субъекта системы международных отношений. В частности, такие стратегические партнеры стран региона, как Россия, Китай, США, Индия и государства Европейского союза, вносят коррективы во внешнюю политику в отношении региона с учетом текущих региональных процессов, о чем свидетельствует запуск регулярных встреч на уровне глав министерств иностранных дел в формате «Россия – Центральная Азия», «Китай – Центральная Азия», «Индия – Центральная Азия», а также Специальная стратегия США по Центральной Азии и Новая центральноазиатская стратегия Европейского союза.

Таким образом, анализ перспектив регионального сотрудничества позволяет сделать следующие ключевые выводы: во-первых, регионализация в Центральной Азии – необратимый процесс: во-вторых, региональное сотрудничество в Центральной Азии имеет свой собственный путь развития;
в-третьих, процесс регионализации в Центральной Азии поддерживается как странами региона, так и международным сообществом.

Особое значение имеет то, что активизация регионального сотрудничества открывает широкие возможности для расширения трансрегионального взаимодействия, в частности между Центральной и Южной Азией. Важным достижением в данном направлении является Совместное заявление, принятое в 2019 году в Ташкенте в рамках Консультативной встречи лидеров стран Центральной Азии. В этом документе отражена заинтересованность всех государств в установлении мира в Исламской Республике Афганистан, подчеркнуто продолжение усилий по вовлечению Афганистана в торгово-экономические и инфраструктурные проекты в Центральной Азии.

С этой точки зрения можно с уверенностью сказать, что конференция «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», проводимая по инициативе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, станет важной площадкой для совместного поиска ответов на самые актуальные вопросы углубления многопланового трансрегионального сотрудничества, обеспечения устойчивого развития, а также выстраивания конструктивных и взаимовыгодных отношений бенефициарами, которыми станут все страны макрорегиона Центральной и Южной Азии.

Бахтиер МУСТАФАЕВ,

заместитель директора Международного института Центральной Азии.

Источник: УзА   

Поделиться с друзьями

+