О чем свидетельствуют итоги Госбюджета за 9 месяцев 2020 года

06.11.2020 12:11:08

Министерство финансов обнародовало аналитику по исполнению Государственного бюджета по состоянию на 1 октября 2020 года. По просьбе norma.uz обзор ведомства прокомментировал ведущий эксперт «Нормы» Жорилла АБДУЛЛАЕВ:

 – По данным Министерства финансов доходы Государственного бюджета за 9 месяцев 2020 года составили 94,5 трлн сумов. Это на 15,3 трлн сумов или на 14,8% больше аналогичного периода прошлого года.

 Попробуем с учетом информации из открытых источников ответить на вопросы:

 Как и почему во время снижения экономической активности растут поступления налогов?

 Является ли их рост в этих условиях высоким или низким?

 Есть ли потери для Госбюджета?

 Каковы прогнозы на конец года?

 Что говорят макроэкономические показатели?

 Таблица № 1. Сводные макроэкономические показатели за 9 мес. 2020 г.

Показатель

9 мес. 2019 г.

9 мес. 2020 г.

Изменение к предыдущему году

Источник

1

Доходы Госбюджета

79,2 трлн сумов

94,5 трлн сумов

+14,8%

https://www.mf.uz/media/file/gos_budget/obzor_rus_ver.pdf

2

Инфляция

11,4%

7,8%

– 3,6 пункта

https://www.gazeta.uz/ru/2020/10/29/budget-2021/

3

Внешнеторговый оборот, в т.ч.

$31,3 млрд

$27,5 млрд

– 12%

https://www.gazeta.uz/ru/2020/10/21/foreign-trade/

 

Экспорт

$13,3 млрд

$12,5 млрд

– 6%

 
 

Импорт

$18 млрд

$15 млрд

– 16,5%

 

4

Рост совокупного дохода населения

7,8%

0,3%

– 7,5 пункта

https://www.gazeta.uz/ru/2020/10/20/incomes/

5

Темпы роста ВВП

5,9%

0,4%

– 5,5 пункта

https://www.gazeta.uz/ru/2020/10/20/incomes/

Анализ таблицы показывает:

1) темпы роста ВВП и совокупных доходов населения близки к нулю. Т.е. производство и доходы остались на уровне 2019 года;

2) общая мировая тенденция по снижению экономической активности отразилась и на внешнеторговом обороте Узбекистана, особенно – на импорте;

3) вроде бы надо радоваться снижению инфляции. Но снижение экономической активности сказывается на снижении доходов населения, это отражается на покупательской способности, инфляция падает.

 Из-за пандемии все показатели падают или стагнируют, а поступление налогов растет. Разберемся, почему.

 Проанализируем поступления налогов поквартально.

 Таблица № 2. Поступление налогов в Госбюджет за 9 мес. 2020 г. поквартально.

 

I кв-л 2020 г.

II кв-л 2020 г.

III кв-л 2020 г.

9 мес. – факт, всего

Оценка - 9 мес. 2020 г. – при темпах I кв-л

2019 г., трлн сумов

23,1

 

27,6

28,5

79,2

Х

2020 г., трлн сумов

28,5

 

29,7

36,3

94,5

97,7

Темпы роста 2020 к 2019, в %

23,4%

7,6%

27,3%

19,3%

23,4%

 В I квартале 2020 года поступления налогов в Госбюджет в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросли на 23,4%. С началом пандемии упала экономическая активность и доходы Госбюджета. Рост поступлений за II квартал составил всего 7,6%.

 В III квартале со снятием карантинных ограничений поступления в Госбюджет увеличились. При этом рост превысил показатели I квартала – в III квартале он составил 27,3%. Поступления в III квартале позволили существенно смягчить обвал II квартала.

 В целом за 9 месяцев 2020 года (с учетом обвала во II квартале) темпы поступления налогов в Госбюджет составили 19,3%. Много это или мало?

 Если бы темпы роста в течение 9 месяцев сохранялись на уровне I квартала (как это было в 2019 году), то за 9 месяцев должно было бы поступить около 97,7 трлн сумов. Таким образом, если исходить из гипотезы равных темпов роста доходов в I, II и III кварталах, расчетные потери бюджета составляют примерно 3,2 трлн сумов. И главной причиной этому является резкий спад экономической активности из-за пандемии.

 Вроде бы есть потери, но есть и рост поступлений. Это видно по поступлениям налогов по видам. Основную массу доходной части Госбюджета обеспечивают (около 78%) пять основных налогов: НДС (23,6%), налог на прибыль (20,6%), налог за пользование недрами (12,7%), НДФЛ (11,6%) и акцизный налог (9,1%). При этом на долю крупных налогоплательщиков приходится около 48,2 трлн сумов налоговых поступлений (66,3% от общей суммы доходов, администрируемых налоговыми органами). Притом что в республике зарегистрировано более 300 тыс. юридических лиц, основную массу налогов дают около 2-3 тыс. крупных предприятий.

 Рассмотрим подробнее, что еще могло повлиять на рост или снижение поступлений по основным налогам.

 Таблица № 3. Факторы роста или снижения поступления налогов.

Наименование платежа

9 мес. 2019 г.,

трлн сумов

 

9 мес. 2020 г.,

трлн сумов

Рост/снижение

Факторы роста или снижения поступления налогов

НДС, всего

 

в т. ч.:

собранный ГНК

 

собранный ГТК

26,2

 

 

17,3

 

 

8,9

26,8

 

 

13,8

 

 

13

+2,3%

 

 

– 20,3%

 

 

+46%

Факторы снижения:

уменьшение ставки НДС с 20% до 15% (c 1 октября 2019 года);

отрицательный НДС возмещается всем плательщикам (раньше только экспортерам, с 1 июля 2020 года – всем налогоплательщикам). За 9 мес. сумма НДС, возмещенного налоговыми органами, составила 4,5 трлн сумов (в т. ч. за III кв-л – 2,9 трлн сумов), увеличившись более чем в 4,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;

с 1 января 2020 года НДС по приобретенным основным средствам возмещается единовременно (раньше в течение 12–36 месяцев);

применение отсрочки уплаты НДС (120 дней) по импорту на сумму 582 млрд сумов  (ПКМ № 76 от 10.02.2020 г.).

 

Факторы, препятствовавшие снижению:

с введением нового НК увеличилось количество плательщиков НДС (на 1 октября 2019 года – 46 792, на 1 октября 2020 года – 105 920);

отмены льготы по НДС по импорту;

внедрена система ЭСФ

 

Налог на прибыль

10,6

19,4

+83%

Факторы роста:

увеличение базовой ставки налога с 12% до 15%;

с введением нового НК, увеличилось количество плательщиков (на 1 января 2020 года – 47 000, на 1 октября 2020 года – 103 000);

изменения в налогообложении предприятий горнодобывающей промышленности и значительный рост цен на драгметаллы.

Поступление налога по горнодобывающим предприятиям за 9 мес. превысило 13 трлн сумов  (67% от общих поступлений по налогу на прибыль).

 

Факторы, препятствовавшие росту:

изменение системы уплаты авансовых платежей со II квартала. Плательщики вправе представлять справку о сумме авансовых платежей исходя из ожидаемого объема – с отменой требования его исчисления по результатам предыдущего квартала

 

НДФЛ

9,5

11

+15,7%

Факторы роста:

увеличение совокупного ФОТ (в I квартале) и рост минимального размера оплаты труда (МРОТ);

снижение ставки социального налога для предприятий с госучастием с 25% до 12%;

снижение ставки социального налога с 12% до 1% с мая 2020 года для субъектов малого предпринимательства и отдельных отраслей экономики в связи с пандемией (№ УП-5996).

 

Факторы, препятствовавшие росту:

увеличение необлагаемой материальной помощи, выплачиваемой работнику, с 4,22 до 7,5 МРОТ (№ УП-5986)

 

 

 

 

 

Налог с оборота

1,17

0,98

– 16,3%

Факторы снижения:

предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога в связи с пандемией (№ УП-5978);

переход части плательщиков на уплату общеустановленных налогов при достижении по итогам года оборота более 1 млрд сумов;

освобождение от уплаты налога с 1 июля 2020 года предприятий общепита и арендодателей в связи с пандемией (№ УП-6029) 

 

Налог за пользование недрами

10,6

12

11,3%

Факторы роста:

поступления налога за пользование недрами от горнодобывающих предприятий (75% от общего объема) и рост цен на драгметаллы; 

индексация ставок на 15%

 

Акцизный налог

7,1

8,6

21,1%

Факторы роста:

индексация ставок в зависимости от видов товаров;

отмена в соответствии с новым НК зачета по входящему акцизу при начислении акцизного налога.

 

Факторы, препятствовавшие росту:

установление нулевой ставки при ввозе отдельных товаров (воспользовались 1160 импортеров на сумму 455,5 млрд сумов) в связи с пандемией (№ УП–5978);

предоставление отсрочки по уплате налога при ввозе товаров в связи с пандемией (№ УП-5969)

 

Налог на имущество, земельный налог, налог на воду

3,7

3,3

– 5,4%

Факторы снижения:

предоставление существенных налоговых льгот в связи с пандемией (№ УП-5978) (воспользовались льготами 51 879 плательщиков на сумму 636,6 млрд сумов);

предоставление отсрочки по налогам (№ УП-5969).

 

Факторы, препятствовавшие снижению:

индексация ставок (на 15%) по земельному налогу и налогу на воду;

увеличение ставок налога на воду для производителей алкогольной продукции (в 60 раз);

вовлечение в налогообложение полностью амортизированных зданий, по которым налог на имущество исчисляется исходя из его переоцененной (рыночной) стоимости;

перевод в разряд налогоплательщиков рынков, сельхозпроизводителей и др.

 Итак, факторами снижения поступления налогов являются:

в целом – пандемия, существенно отразившаяся на экономической активности налогоплательщиков, особенно на малом бизнесе;

по НДС – резкое уменьшение ставки налога и введение возмещения (в т.ч. по основным средствам) «отрицательного» НДС. Снижение поступлений по НДС существенно отразилось на доходной части Госбюджета;

предоставление льгот и преференций, в первую очередь – малому бизнесу и отраслям, наиболее пострадавшим во время пандемии (туризм, общепит и др.), по налогам, не зависящим от активности предпринимателей (на имущество, землю), а также – по социальному налогу и налогу с оборота.

 Факторами роста поступления налогов стали:

увеличение поступлений по налогу на прибыль и налогу за пользование недрами за счет предприятий горнодобывающей промышленности. Для них увеличились ставки налогов, изменился порядок налогообложения прибыли. Вместе с ростом цен на драгметаллы (в первую очередь – на золото), это дало существенную долю прироста доходов Госбюджета и в определенной мере нейтрализовало потери по НДС. Узбекистан с начала года увеличил экспорт золота до $5,8 млрд, из которых $2,5 млрд (43,1%) пришлись только на август (https://www.gazeta.uz/ru/2020/10/20/reserves/);

переход части плательщиков на уплату общеустановленных налогов при достижении по итогам 2019 года и в течение 9 месяцев 2020 года оборота более 1 млрд сумов;

индексация и увеличение ставок акцизного налога и ресурсных налогов;

достаточно высокие темпы поступления налогов в I квартале текущего года;

направление в бюджет дивидендов, начисленных на долю государства по чистой прибыли, полученной в 2019 году госпредприятиями. Поступления составили 1,5 трлн сумов или на 1,4 трлн сумов больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года;

перечисление в бюджет 50% от остатков средств, образовавшихся за счет отчислений от налогов, обязательных сборов, пошлин и штрафов, на депозитных счетах госорганов.

 Основные выводы:

  1. Пандемия оказала существенное негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, что отразилось на поступлении налогов в Госбюджет.
  2. Принятые государством меры в определенной мере сгладили возникающие проблемы в деятельности хозсубъектов и не привели к катастрофической ситуации с обеспечением доходов Госбюджета.
  3. Изменения в налогообложение вносились для поддержки малого бизнеса за счет льгот и преференций. При этом покрывали потери бюджета и обеспечивали поступления налогов, главным образом, крупные госпредприятия.
  4. Наблюдается постепенное восстановление экономики (в том числе – по последней оценке Всемирного банка, https://www.gazeta.uz/ru/2020/10/07/wb/.) В частности, восстанавливаются денежные переводы в Узбекистан. Так, к примеру, в сентябре в страну этим путем поступили более $600 млн, тогда как в том же месяце прошлого года общий объем переводов составлял порядка $590 млн. Несмотря на это 2020 год в целом все еще отстает от 2019-го на $175 млн (3,9%) (https://www.spot.uz/ru/2020/10/22/transfers/).

 Проведенный анализ и выявленные тенденции показывают, что прогнозные данные по доходной части Госбюджета на 2020 год с большой вероятностью будут выполнены.

  Источник: norma.uz



 

Поделиться с друзьями

+