Новости 1701
О чем свидетельствуют итоги Госбюджета за 9 месяцев 2020 года
Министерство финансов обнародовало аналитику по исполнению Государственного бюджета по состоянию на 1 октября 2020 года. По просьбе norma.uz обзор ведомства прокомментировал ведущий эксперт «Нормы» Жорилла АБДУЛЛАЕВ:
– По данным Министерства финансов доходы Государственного бюджета за 9 месяцев 2020 года составили 94,5 трлн сумов. Это на 15,3 трлн сумов или на 14,8% больше аналогичного периода прошлого года.
Попробуем с учетом информации из открытых источников ответить на вопросы:
Как и почему во время снижения экономической активности растут поступления налогов?
Является ли их рост в этих условиях высоким или низким?
Есть ли потери для Госбюджета?
Каковы прогнозы на конец года?
Что говорят макроэкономические показатели?
Таблица № 1. Сводные макроэкономические показатели за 9 мес. 2020 г.
№ |
Показатель |
9 мес. 2019 г. |
9 мес. 2020 г. |
Изменение к предыдущему году |
Источник |
1 |
Доходы Госбюджета |
79,2 трлн сумов |
94,5 трлн сумов |
+14,8% |
|
2 |
Инфляция |
11,4% |
7,8% |
– 3,6 пункта |
|
3 |
Внешнеторговый оборот, в т.ч. |
$31,3 млрд |
$27,5 млрд |
– 12% |
|
Экспорт |
$13,3 млрд |
$12,5 млрд |
– 6% |
||
Импорт |
$18 млрд |
$15 млрд |
– 16,5% |
||
4 |
Рост совокупного дохода населения |
7,8% |
0,3% |
– 7,5 пункта |
|
5 |
Темпы роста ВВП |
5,9% |
0,4% |
– 5,5 пункта |
Анализ таблицы показывает:
1) темпы роста ВВП и совокупных доходов населения близки к нулю. Т.е. производство и доходы остались на уровне 2019 года;
2) общая мировая тенденция по снижению экономической активности отразилась и на внешнеторговом обороте Узбекистана, особенно – на импорте;
3) вроде бы надо радоваться снижению инфляции. Но снижение экономической активности сказывается на снижении доходов населения, это отражается на покупательской способности, инфляция падает.
Из-за пандемии все показатели падают или стагнируют, а поступление налогов растет. Разберемся, почему.
Проанализируем поступления налогов поквартально.
Таблица № 2. Поступление налогов в Госбюджет за 9 мес. 2020 г. поквартально.
|
I кв-л 2020 г. |
II кв-л 2020 г. |
III кв-л 2020 г. |
9 мес. – факт, всего |
Оценка - 9 мес. 2020 г. – при темпах I кв-л |
2019 г., трлн сумов |
23,1
|
27,6 |
28,5 |
79,2 |
Х |
2020 г., трлн сумов |
28,5
|
29,7 |
36,3 |
94,5 |
97,7 |
Темпы роста 2020 к 2019, в % |
23,4% |
7,6% |
27,3% |
19,3% |
23,4% |
В I квартале 2020 года поступления налогов в Госбюджет в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросли на 23,4%. С началом пандемии упала экономическая активность и доходы Госбюджета. Рост поступлений за II квартал составил всего 7,6%.
В III квартале со снятием карантинных ограничений поступления в Госбюджет увеличились. При этом рост превысил показатели I квартала – в III квартале он составил 27,3%. Поступления в III квартале позволили существенно смягчить обвал II квартала.
В целом за 9 месяцев 2020 года (с учетом обвала во II квартале) темпы поступления налогов в Госбюджет составили 19,3%. Много это или мало?
Если бы темпы роста в течение 9 месяцев сохранялись на уровне I квартала (как это было в 2019 году), то за 9 месяцев должно было бы поступить около 97,7 трлн сумов. Таким образом, если исходить из гипотезы равных темпов роста доходов в I, II и III кварталах, расчетные потери бюджета составляют примерно 3,2 трлн сумов. И главной причиной этому является резкий спад экономической активности из-за пандемии.
Вроде бы есть потери, но есть и рост поступлений. Это видно по поступлениям налогов по видам. Основную массу доходной части Госбюджета обеспечивают (около 78%) пять основных налогов: НДС (23,6%), налог на прибыль (20,6%), налог за пользование недрами (12,7%), НДФЛ (11,6%) и акцизный налог (9,1%). При этом на долю крупных налогоплательщиков приходится около 48,2 трлн сумов налоговых поступлений (66,3% от общей суммы доходов, администрируемых налоговыми органами). Притом что в республике зарегистрировано более 300 тыс. юридических лиц, основную массу налогов дают около 2-3 тыс. крупных предприятий.
Рассмотрим подробнее, что еще могло повлиять на рост или снижение поступлений по основным налогам.
Таблица № 3. Факторы роста или снижения поступления налогов.
Наименование платежа |
9 мес. 2019 г., трлн сумов
|
9 мес. 2020 г., трлн сумов |
Рост/снижение |
Факторы роста или снижения поступления налогов |
НДС, всего
в т. ч.: собранный ГНК
собранный ГТК |
26,2
17,3
8,9 |
26,8
13,8
13 |
+2,3%
– 20,3%
+46% |
Факторы снижения: уменьшение ставки НДС с 20% до 15% (c 1 октября 2019 года); отрицательный НДС возмещается всем плательщикам (раньше только экспортерам, с 1 июля 2020 года – всем налогоплательщикам). За 9 мес. сумма НДС, возмещенного налоговыми органами, составила 4,5 трлн сумов (в т. ч. за III кв-л – 2,9 трлн сумов), увеличившись более чем в 4,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; с 1 января 2020 года НДС по приобретенным основным средствам возмещается единовременно (раньше в течение 12–36 месяцев); применение отсрочки уплаты НДС (120 дней) по импорту на сумму 582 млрд сумов (ПКМ № 76 от 10.02.2020 г.).
Факторы, препятствовавшие снижению: с введением нового НК увеличилось количество плательщиков НДС (на 1 октября 2019 года – 46 792, на 1 октября 2020 года – 105 920); отмены льготы по НДС по импорту; внедрена система ЭСФ |
|
||||
Налог на прибыль |
10,6 |
19,4 |
+83% |
Факторы роста: увеличение базовой ставки налога с 12% до 15%; с введением нового НК, увеличилось количество плательщиков (на 1 января 2020 года – 47 000, на 1 октября 2020 года – 103 000); изменения в налогообложении предприятий горнодобывающей промышленности и значительный рост цен на драгметаллы. Поступление налога по горнодобывающим предприятиям за 9 мес. превысило 13 трлн сумов (67% от общих поступлений по налогу на прибыль).
Факторы, препятствовавшие росту: изменение системы уплаты авансовых платежей со II квартала. Плательщики вправе представлять справку о сумме авансовых платежей исходя из ожидаемого объема – с отменой требования его исчисления по результатам предыдущего квартала |
|
||||
НДФЛ |
9,5 |
11 |
+15,7% |
Факторы роста: увеличение совокупного ФОТ (в I квартале) и рост минимального размера оплаты труда (МРОТ); снижение ставки социального налога для предприятий с госучастием с 25% до 12%; снижение ставки социального налога с 12% до 1% с мая 2020 года для субъектов малого предпринимательства и отдельных отраслей экономики в связи с пандемией (№ УП-5996).
Факторы, препятствовавшие росту: увеличение необлагаемой материальной помощи, выплачиваемой работнику, с 4,22 до 7,5 МРОТ (№ УП-5986) |
|
|
|
|
|
Налог с оборота |
1,17 |
0,98 |
– 16,3% |
Факторы снижения: предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога в связи с пандемией (№ УП-5978); переход части плательщиков на уплату общеустановленных налогов при достижении по итогам года оборота более 1 млрд сумов; освобождение от уплаты налога с 1 июля 2020 года предприятий общепита и арендодателей в связи с пандемией (№ УП-6029) |
|
||||
Налог за пользование недрами |
10,6 |
12 |
11,3% |
Факторы роста: поступления налога за пользование недрами от горнодобывающих предприятий (75% от общего объема) и рост цен на драгметаллы; индексация ставок на 15% |
|
||||
Акцизный налог |
7,1 |
8,6 |
21,1% |
Факторы роста: индексация ставок в зависимости от видов товаров; отмена в соответствии с новым НК зачета по входящему акцизу при начислении акцизного налога.
Факторы, препятствовавшие росту: установление нулевой ставки при ввозе отдельных товаров (воспользовались 1160 импортеров на сумму 455,5 млрд сумов) в связи с пандемией (№ УП–5978); предоставление отсрочки по уплате налога при ввозе товаров в связи с пандемией (№ УП-5969) |
|
||||
Налог на имущество, земельный налог, налог на воду |
3,7 |
3,3 |
– 5,4% |
Факторы снижения: предоставление существенных налоговых льгот в связи с пандемией (№ УП-5978) (воспользовались льготами 51 879 плательщиков на сумму 636,6 млрд сумов); предоставление отсрочки по налогам (№ УП-5969).
Факторы, препятствовавшие снижению: индексация ставок (на 15%) по земельному налогу и налогу на воду; увеличение ставок налога на воду для производителей алкогольной продукции (в 60 раз); вовлечение в налогообложение полностью амортизированных зданий, по которым налог на имущество исчисляется исходя из его переоцененной (рыночной) стоимости; перевод в разряд налогоплательщиков рынков, сельхозпроизводителей и др. |
Итак, факторами снижения поступления налогов являются:
в целом – пандемия, существенно отразившаяся на экономической активности налогоплательщиков, особенно на малом бизнесе;
по НДС – резкое уменьшение ставки налога и введение возмещения (в т.ч. по основным средствам) «отрицательного» НДС. Снижение поступлений по НДС существенно отразилось на доходной части Госбюджета;
предоставление льгот и преференций, в первую очередь – малому бизнесу и отраслям, наиболее пострадавшим во время пандемии (туризм, общепит и др.), по налогам, не зависящим от активности предпринимателей (на имущество, землю), а также – по социальному налогу и налогу с оборота.
Факторами роста поступления налогов стали:
увеличение поступлений по налогу на прибыль и налогу за пользование недрами за счет предприятий горнодобывающей промышленности. Для них увеличились ставки налогов, изменился порядок налогообложения прибыли. Вместе с ростом цен на драгметаллы (в первую очередь – на золото), это дало существенную долю прироста доходов Госбюджета и в определенной мере нейтрализовало потери по НДС. Узбекистан с начала года увеличил экспорт золота до $5,8 млрд, из которых $2,5 млрд (43,1%) пришлись только на август (https://www.gazeta.uz/ru/2020/10/20/reserves/);
переход части плательщиков на уплату общеустановленных налогов при достижении по итогам 2019 года и в течение 9 месяцев 2020 года оборота более 1 млрд сумов;
индексация и увеличение ставок акцизного налога и ресурсных налогов;
достаточно высокие темпы поступления налогов в I квартале текущего года;
направление в бюджет дивидендов, начисленных на долю государства по чистой прибыли, полученной в 2019 году госпредприятиями. Поступления составили 1,5 трлн сумов или на 1,4 трлн сумов больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года;
перечисление в бюджет 50% от остатков средств, образовавшихся за счет отчислений от налогов, обязательных сборов, пошлин и штрафов, на депозитных счетах госорганов.
Основные выводы:
- Пандемия оказала существенное негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, что отразилось на поступлении налогов в Госбюджет.
- Принятые государством меры в определенной мере сгладили возникающие проблемы в деятельности хозсубъектов и не привели к катастрофической ситуации с обеспечением доходов Госбюджета.
- Изменения в налогообложение вносились для поддержки малого бизнеса за счет льгот и преференций. При этом покрывали потери бюджета и обеспечивали поступления налогов, главным образом, крупные госпредприятия.
- Наблюдается постепенное восстановление экономики (в том числе – по последней оценке Всемирного банка, https://www.gazeta.uz/ru/2020/10/07/wb/.) В частности, восстанавливаются денежные переводы в Узбекистан. Так, к примеру, в сентябре в страну этим путем поступили более $600 млн, тогда как в том же месяце прошлого года общий объем переводов составлял порядка $590 млн. Несмотря на это 2020 год в целом все еще отстает от 2019-го на $175 млн (3,9%) (https://www.spot.uz/ru/2020/10/22/transfers/).
Проведенный анализ и выявленные тенденции показывают, что прогнозные данные по доходной части Госбюджета на 2020 год с большой вероятностью будут выполнены.
Источник: norma.uz