Новости 2096
Роль парламента в достижении национальных целей и задач устойчивого развития
Как известно, в сентябре 2015 года мировые лидеры на саммите Организации Объединенных Наций утвердили Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и новый комплекс 17 взаимосвязанных Целей устойчивого развития (ЦУР). Основной целью принятия этих важных документов стало желание мирового сообщества вместе предпринимать активные меры для преодоления основных, совместно определенных проблем, имеющихся во взаимосвязанном глобализированном мире.
ЦУР предшествовал другой важный международный документ ООН – Цели развития тысячелетия (ЦРТ), в котором были закреплены 8 приоритетных целей, 21 задача по достижению этих целей и 48 индикаторов, позволяющих определить эффективность и качество реализации поставленных целей и задач.
ЦУР охватывает более широкий спектр вопросов: для достижения 17 новых целей определено 169 задач, а прогресс по их выполнению оценивается с помощью набора новых индикаторов, контроль над их применением осуществляет глобальная Межведомственная экспертная группа по индикаторам ЦУР, в состав которой входят представители национальных статистических служб и Статистического отдела ООН. С учетом опыта и уроков осуществления ЦРТ было предусмотрено, что индикаторы к ЦУР будут использоваться странами как практический инструмент для разработки собственных национальных индикаторов. При этом было оговорено, что каждая страна должна определить собственные цели устойчивого развития и задачи по их реализации, а также разработать индикаторы на основе национального контекста для содействия процессам национального мониторинга, в том числе парламентом – для оценки прогресса по отношению к исходящей ситуации и национальным задачам в контексте ЦУР.
Узбекистан с первых дней вступления в силу этого исторического акта принял обязательства по реализации как глобальной Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, так и ЦУР. В октябре 2018 года были приняты 16 национальных целей и 125 задач в области устойчивого развития (далее – национальные ЦУР и национальные ЗУР). На уровне правительства создан межведомственный Координационный совет во главе с заместителем Премьер-министра Республики Узбекистан и принята соответствующая «дорожная карта» по реализации национальных ЦУР.
На основе глобальной системы показателей и в тесном сотрудничестве с агентствами ООН был сформирован национальный перечень почти из 200 индикаторов ЦУР. В него вошли индикаторы, признанные актуальными для Узбекистана и отражающие национальные приоритеты страны. Основным инструментом для мониторинга и распространения данных об индикаторах ЦУР является национальная платформа по представлению отчетности по ЦУР. Данная платформа является единым центром сбора и обобщения информации о текущей ситуации по достижению ЦУР в стране.
На сегодняшний день на ней размещены данные почти по 100 индикаторам. Ведется работа по налаживанию сбора данных по остальным 100 индикаторам.
Проведенная за прошедший период работа по достижению национальных ЦУР и ЗУР наглядно продемонстрировала необходимость консолидации усилий не только правительства, органов исполнительной власти, но и государственных органов всех ветвей власти, а самое главное – всех слоев общества, институтов гражданского общества.
С учетом этого обстоятельства в 2020 году была создана Парламентская комиссия по контролю за реализацией национальных целей и задач в области устойчивого развития Республики Узбекистан на период до 2030 года и утвержден еерегламент. Сопредседателями парламентской комиссии являются председатель Сената Т.Нарбаева и Спикер Законодательной палаты Н.Исмаилов.
Сегодня можно с уверенностью констатировать, что парламент страны– Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан стали настоящими «локомотивами» реализации в нашей стране Национальных целей и Задач устойчивого развития.
Каковы же основные достижения в области реализации ЦУР и какова в этом роль палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан?
Первое - в деле достижения национальнойЦУР 1, а именно постепенного сокращения уровня малообеспеченности населения, была поставлена национальная ЗУР 1.3 - усиление адресности и эффективности системы социальной защиты населения, повышение качества услуг социальной защиты, достижение полного охвата всех нуждающихся мерами социальной защиты.
Парламент страны с целью реализации этой цели и задачи принял ряд законодательных мер. Например, в октябре 2016 года палатами Олий Мажлиса был принят Закон Республики Узбекистан «О социальных услугах для престарелых, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения», 16 января 2021 года вступил в силу принятый палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан Закон «О правах лиц с инвалидностью», 21 января текущего года – Закон Республики Узбекистан «О занятости населения».
Этими законами были определены формы, виды и конкретный порядок предоставления социальных услуг, внедрена система мониторинга, оценки, а также государственного и общественного контроля в этой сфере.
С целью достижения ЦУР1 Законодательная палата Олий Мажлиса:
-ввела практику систематического рассмотрения на своих заседаниях вопросов государственной поддержки нуждающихся граждан, занесенных в «железную тетрадь»;
-провела ряд мероприятий парламентского контроля. Например,был организован выезд депутатов в регионы для изучения состояния предоставления льгот и преференций наиболее уязвимым слоям населения, субъектам предпринимательства и другим категориям граждан в период пандемии коронавируса.По результатам был направлен парламентский запрос заместителю Премьер-министра– министру экономического развития и сокращения бедности о состоянии дел по сокращению уровня малообеспеченности граждан. По полученной информациизаслушан отчет заместителя Премьер-министра на заседании Законодательной палаты;
-организовала выездные приемные депутатов Законодательной палаты в каждом избирательном округе с целью оперативного решения актуальных проблем граждан.
Сенат Олий Мажлиса на пленарном заседании обсудил результаты изучения исполнения программ по социально-экономическому развитию и сокращению бедности в Баяутском, Бустанском, Алатском, Туракурганском, Каршинском районах и городе Каттакурган на 2020-2022 годы.
Второе – одним из приоритетов в парламентской деятельности являются вопросы охраны здоровья материнства и детства, искоренения любых форм принудительного детского труда.
С этой целью палатами Олий Мажлиса были приняты законы Республики Узбекистан «Об охране репродуктивного здоровья граждан» (11.03.2019г.), "О поддержке грудного вскармливания и требованиях к продуктам питания для младенцев и детей раннего возраста" (от 23.10.2019 г.), «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью» (08.09.2017г.) и другие законодательные акты.
Кроме того, был ратифицирован ряд международных договоров в этой сфере, в частности, Протокол к конвенции 29 МОТ 1930 года о принудительном труде, Конвенция МОТ №105 «Об искоренении принудительного труда», №138 «О младшем возрасте», №182 «О самых недопустимых формах детского труда» и т.д.
Вопросы охраны материнства и детства стали предметом многих парламентских мероприятий.
Так, только в 2020 году Сенат Олий Мажлиса заслушал отчеты руководителей министерств и республиканских ведомств о состоянии решения этих вопросов в Республике Каракалпакстан, Андижанской, Бухарской, Кашкадарьинской, Самаркандской, Сырдарьинской, Ташкентской и Ферганской областях. Кроме того, им было направлено 13 парламентских запросов, в том числе и по вопросам репродуктивного здоровья молодоженов и их медицинского освидетельствования, поддержки женского предпринимательства.
29 января 2021 года вступил в силу принятый парламентом страны Закон Республики Узбекистан «О профилактике и лечении наркологических заболеваний».
Эти меры были направлены на достижение национальной ЦУР2 – улучшение рациона питания и национальной ЦУР3 – обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте путем решения таких национальных ЗУР, как:
-обеспечение сбалансированности и высокого качества питания в необходимых объемах с доступом всех слоев населения, особенно социально уязвимых слоев населения, включая младенцев, круглогодичным доступом к жизненно важным и безопасным продуктам питания (2.1);
-ликвидация всех форм недоедания, в том числе достижение к 2025 году согласованных на международном уровне целевых показателей, касающихся борьбы с задержкой роста и задержкой веса у детей в возрасте до пяти лет, и удовлетворение потребности в питании девочек подросткового возраста, беременных и кормящих женщин и пожилых людей (2.2);
-снижение на одну треть показателя материнской смертности (3.1);
-снижение в два раза смертности новорожденных и детей в возрасте до пяти лет (3.1);
-обеспечение всеобщего доступа к услугам по охране полового и репродуктивного здоровья, включая услуги по планированию семьи и повышению брачного возраста для девушек до восемнадцати лет, учет вопросов охраны репродуктивного здоровья в национальных стратегиях и программах (3.7).
Третье – палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан осуществлен ряд мер, направленных на достижение национальной ЦУР 4, –обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех.
Так, были приняты законы «О науке и научной деятельности» (от 29.10.2019г.),«О дошкольном образовании и воспитании» (от 18.06.2020г.), «Об образовании» в новой редакции (от 24.09.2020г.) и другие законодательные акты, дополняющие или изменяющие действующее законодательство.
Ранее парламент принял Закон «О государственной молодежной политике» (подписан 14.09.2016г.). В этом законе отдельная глава 3 посвящена правовой и социальной защите молодежи, в которой закреплены конкретные гарантии ее прав и свобод, гарантии социальной защиты, дополнительные меры государственной поддержки, государственная поддержка одаренной и талантливой молодежи, государственная поддержка молодежного предпринимательства. Кроме того, законом внедряется социальная служба молодежи, направлениями деятельности которой определены:осуществление психолого-педагогической, юридической помощи и консультирование молодых граждан;социальная помощь молодым гражданам с ограниченными возможностями;оказание содействия молодым специалистам в адаптации к новым рабочим местам, переподготовке и повышении квалификации, а также обеспечении их жильем в порядке, установленном законодательством;социальная помощь в специализированных учебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних; социальная адаптация молодых граждан, вернувшихся из мест лишения свободы и специализированных учебно-воспитательных учреждений;содействие в развитии молодежного предпринимательства;организация досуга молодежи по месту жительства и др.
Вместе с тем эти меры способствовали решению таких национальных задач устойчивого развития, как:
-создание благоприятных условий, направленных на обеспечение достойной работой и расширение производительной занятости населения, в особенности молодежи, лиц с инвалидностью, путем реализации активных и пассивных мер на рынке труда, защиты частной собственности, поддержки и снятия преград для ускоренного развития малого и крупного бизнеса и частного предпринимательства (8.3);
-обеспечение устойчивой и производительной занятости и достойной работой всех женщин и мужчин, в том числе молодых людей и лиц с инвалидностью, и равной оплаты за труд равной ценности (8.5);
-существенное сокращение доли молодежи, которая не работает, не учится и не приобретает профессиональных навыков (8.6);
-разработка и введение в действие глобальной стратегии обеспечения занятости молодежи и внедрение Глобального пакта о рабочих местах Международной организации труда (принят 19.07.2009 г. на международной конференции труда).
Четвертое - в центре внимания деятельности палат Олий Мажлиса остаются вопросы обеспечения гендерного равенства и искоренения любых форм дискриминации женщин. С этой целью только в 2019 году парламентом страны было принято два важных закона: Закон Республики Узбекистан “О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин”и Закон Республики Узбекистан«О защите женщинот притеснений и насилия», направленные на предупреждение притеснений и насилия в быту, на рабочих местах и в образовательных учреждениях, а такжепредусматривающие ответственность за совершение таких поступков и усилениеработы по предотвращению насилия в отношении женщин и домашнего насилия, борьбе с устаревшими обычаями и практиками, в том числе в отношениинесовершеннолетних.
В частности, статья 4 Закона «О защите женщин от притеснения и насилия» определяет физическое насилие как форму насилия в отношении женщины, посягающую на ее жизнь, здоровье, свободу и иные охраняемые законом права и свободы путем причинения телесных повреждений различной степени тяжести,оставление в опасности, неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни положении, совершение других правонарушений насильственного характера, применения или угрозы применения иных мер физического воздействия.
Эти меры позволили значительно приблизить нашу страну к достижению такой национальной ЦУР 5, как обеспечение гендерного равенства и расширение права и возможностей всех женщин и девочек, в том числе решением таких национальных ЗУР, как:
-повсеместная ликвидация всех форм дискриминации в отношении всех женщин и девочек, в т.ч. включение в законодательство и эффективное внедрение в правоприменительную практику принципов искоренения косвенной дискриминации (5.1);
-ликвидация всех форм насилия в отношении женщин, в том числе в виде торговли людьми, сексуальных и иных форм эксплуатации (5.2);
-обеспечение всестороннего и эффективного участия женщин и равные для них возможности для лидерства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни (5.1);
-расширение программ поддержки женщин в реализации их прав и интересов в социально-экономической сфере (5.а);
-наиболее полная интеграция принципов гендерного равенства в процесс принятия государственных программ на разных уровнях управления (5.с).
Парламентом страны уделяется постоянное внимание и реализации других национальных целей и задач устойчивого развития до 2030 года с использованием традиционных форм и методов парламентской деятельности.
Вместе с тем динамика проводимых в республике широкомасштабных реформ и преобразований во всех сферах жизнедеятельности, а также логика поставленных Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым задач, в том числе и перед палатами Олий Мажлиса, настоятельно диктуют необходимость дальнейшего совершенствования деятельности парламента страны в деле достижения национальных ЦУР.
В этой связи практика зарубежных парламентов по обеспечению реализации ЦУР предоставляет широкий выбор современных форм и методов такой работы.
Так, во многих странах парламенты активно участвуют в планировании мер по осуществлению ЦУР с самого начала. Какие же существуют формы такого парламентского участия?
Во-первых, это участие парламента в создаваемой правительством Национальной рабочей группе по реализации национальных ЦУР. В зарубежной практике в деятельности таких рабочих групп принимают участие представители профильных комитетов парламента.
Во-вторых, участие парламента в разработке национальных планов по достижению конкретных национальных ЦУР. Национальный план по развитию – это многолетняя стратегическая «дорожная карта», в которой определено, как страна собирается достичь устойчивого человеческого развития. В национальном плане по развитию обычно обозначаются ключевые приоритеты и индикаторы для измерения прогресса. Национальный план по развитию должен проходить специальную оценку и быть согласованным с ЦУР, таким образом он станет единой национальной рамочной основой для развития, который включает в себя обязательства по глобальным ЦУР и предусматривает их адаптацию для достижения национальных и субнациональных приоритетов.
В зарубежной практике парламенты полноценно вовлечены в разработку национальных планов по развитию (или любых других планов по осуществлению ЦУР в странах). При этом, как правило, проекты таких планов, стратегий («дорожных карт») представляются в парламент для рассмотрения и утверждения.
В-третьих, парламенты развитых демократических стран активно участвуют и в осуществлении национального плана развития. Так, после принятия национального плана по развитию исполнительная власть регулярно отчитывается перед парламентом (как правило, на ежегодной основе) о достигнутом прогрессе и проблемах, связанных с осуществлением плана. В этой связи Регламент парламента должен предусматривать передачу отчета правительства надлежащим образом уполномоченному парламентскому комитету для подробного анализа самого отчета и замечаний общественности в отношении его содержания, а также подачу доклада комитета по результатам анализа отчета правительства на рассмотрение и обсуждение на пленарном заседании парламента. На глобальном уровне страны практикуют издание периодических докладов о ходе реализации национальных ЦУР, проект которого представляется и обсуждается в парламенте.
И наконец, в-четвертых, выполнение парламентом координирующей функции. В некоторых странах контроль над национальным планом по развитию осуществляется одним министерством (например, министерством планирования, финансов или развития). В этой связи Регламент парламента должен предусматривать регулярный (в идеале ежегодный) обзор соответствующим образом уполномоченным комитетом деятельности таких министерств, а также подачу доклада комитета по результатам этого обзора на рассмотрение и обсуждение на пленарном заседании парламента. Такой механизм позволяет обеспечить, что парламентарии и общественность осведомлены о проблемах и вызовах в области устойчивого развития.
Существуют и другие эффективные способы парламентского обеспечения реализации национальных ЦУР, такие как:
работа с контрольными и правоохранительными органами, в частности с высшим органом государственного аудита (в Уистане к такому органу можно отнести Счетную палату);
взаимодействие с национальными правозащитными учреждениями (в Узбекистане таковыми являются Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсман), Уполномоченный Олий Мажлиса по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства, Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека);
работа с национальными органами статистики;
работа с международными и региональными органами, занимающимися содействием в реализации ЦУР.
В мире существуют различные международные органы, например, Межпарламентский союз, Парламентская Ассамблея стран-участников СНГ, Арабский парламент, Парламентская ассоциация Содружества, Межпарламентская ассамблея АСЕАН, Панафриканский парламент, Парламентский форум Сообщества по вопросам развития стран юга Африки, Парламентская конфедерация стран Америки. Эти организации регулярно собираются для обсуждения вопросов, представляющих общий интерес, а также для проведения семинаров и предоставления пособий и других материалов для просвещения парламентариев и сотрудников секретариатов парламентов по ключевым вопросам развития и роли парламентов в этих вопросах.
Кроме того, существуют сети отдельных парламентариев, которые работают через национальные, межпартийные филиалы и на региональном и глобальном уровнях для содействия решению ключевых проблем развития, таких как изменение климата (GLOBE International), возобновляемые источники энергии (Climate Parliament) и борьба с коррупцией (GOPAC). Эти организации не полагаются на институциональную поддержку своей работы, а строят международные связи между отдельными парламентариями для достижения консенсуса в отношении изменений.
Часто эти организации связаны с ООН и имеют мандат на поддержку работы парламентов (например, ПРООН – крупнейшее в мире агентство по выполнению программ укрепления парламентаризма) или имеют конкретный тематический мандат (например, Структура «ООН-Женщины», Детский фонд ООН или Фонд народонаселения ООН). В эту группу также входят Всемирный банк, региональные и тематические банки развития (например, Исламский банк развития). Эти организации будут иметь долгосрочные планы поддержки развития страны, которая может включать в себя укрепление потенциала парламента. Такая поддержка предусматривает передачу передового опыта и знаний из всех частей мира.
Применение вышеперечисленных современных способов парламентского содействия реализации ЦУР и использование парламентариями возможностей международных организаций, безусловно, помогут обеспечить успешное достижение Узбекистаном до 2030 года национальных целей и задач устойчивого развития, что положительным образом скажется на улучшении благосостояния народа, повышении международного имиджа страны.
Кроме того, это позволит значительно усилить роль и значение палат Олий Мажлиса в реализации государственной политики по демократизации страны, модернизации рыночной экономики, формированию основ сильного гражданского общества, а также повысить ответственность парламента и всех парламентариев за качество и эффективность проводимых в республике реформ и преобразований.
И, наконец, как показывает зарубежная практика, более активное содействие парламента правительству, другим органам исполнительной власти в деле реализации национальных целей и задач устойчивого развитиявоспринимаются международным демократическим сообществом как яркое свидетельство усиления демократических начал в системе государственного управления, признак становления в стране отечественного парламентаризма в качестве основного инструмента народного представительства в системе государственной власти.
Фозилжон Отахонов,
директор Института проблем законодательства
и парламентских исследований при Олий Мажлисе
Республики Узбекистан, доктор юридических наук.
Источник: УзА