Новости 1925
Выборы-2021: Обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности подразделениями национальной гвардии в период подготовки избирательной кампании
Конституция Республики Узбекистан определяет, что граждане Республики Узбекистан имеют право избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти.
Каждый избиратель имеет один голос. Право голоса, равенство и свобода волеизъявления гарантируются законом.
В соответствии со статьей 36 Избирательного кодекса Республики Узбекистан начало избирательной кампании по выборам Президента Республики Узбекистан, депутатов Законодательной палаты и депутатов местных Кенгашей объявляется Центральной избирательной комиссией в средствах массовой информации не позднее чем за три месяца до истечения их срока полномочий.
Обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности подразделениями Национальной гвардии в период подготовки избирательной компании имеет несколько этапов: 1) назначение выборов; 2) образование избирательных округов, в том числе единого избирательного округа, избирательных участков, составление списка избирателей на основе сведений о государственной регистрации (учете) избирателей; 3) выдвижение кандидатов и их регистрация.
Так, первый этап по определению выборов Президента Республики Узбекистан был определен Центральной избирательной комиссией согласно Избирательному кодексу Республики Узбекистан. В соответствии части второй статьи 117 Конституции Республики Узбекистан выборы Президента Республики Узбекистан, в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, в представительные органы государственной власти областей, районов, городов проводятся соответственно в год истечения конституционного срока их полномочий — в первое воскресенье третьей декады октября. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют граждане Республики Узбекистан, достигшие восемнадцати лет.
На данный момент начался второй этап взаимодействия подразделений Национальной гвардии с Центральной избирательной комиссией, так, 23 июля 2021 года состоялось официальное открытие пресс-центра Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан. Избирательные округа по выборам Президента Республики Узбекистан образуются Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан в границах Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.
Избирательные участки по выборам Президента Республики Узбекистан, депутатов Законодательной палаты и депутатов областных и Ташкентского городского Кенгашей образуются окружными избирательными комиссиями по представлению хокимиятов районов и городов, а по выборам депутатов районных, городских Кенгашей — районными, городскими избирательными комиссиями.
Избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов, районов в городах с целью создания максимальных удобств для избирателей. Участки образуются также в воинских частях и входят в округа по месту расположения частей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ других избирательных округов.
Избирательные участки могут быть образованы при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в санаториях, домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, в местах содержания под стражей и лишения свободы. Эти участки входят в округа по месту их нахождения. Вопрос о приписке к округу участков, образуемых за пределами Республики Узбекистан, решается Центральной избирательной комиссией.
В воинских частях избирательные участки образуются окружными избирательными комиссиями по представлению командиров частей или войсковых соединений. При дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах избирательные участки образуются Центральной избирательной комиссией по представлению Министерства иностранных дел Республики Узбекистан.
Согласно требований Избирательного кодекса Республики Узбекистан избирательные участки образуются не менее чем за шестьдесят дней до выборов, как правило, с числом не менее двадцати избирателей и не более трех тысяч избирателей. В воинских частях, при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, а также в местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, в местах содержания под стражей и лишения свободы избирательные участки образуются в тот же срок, а в исключительных случаях — не позднее чем за семь дней до выборов.
Количество избирательных участков не может быть меньше количества округов. Окружная избирательная комиссия устанавливает нумерацию избирательных участков и организует оповещение избирателей о границах каждого участка с указанием номеров телефона, места нахождения соответствующей участковой комиссии и помещения для голосования.
Таким образом, отправной точкой является стадия назначения выборов.
На данной стадии осуществляется подготовка избирательной компании. Этим занимаются не только избирательные комиссии, но и другие органы государственной власти, в том числе и подразделения Национальной гвардии. При этом важно подчеркнуть, что вопросы обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности имеют свою особенность. В период подготовки избирательной компании реализуется специфический круг задач с применением характерных форм и методов. Рассмотрение деятельности правоохранительных органов и подразделений Национальной гвардии, в частности на стадии назначения выборов позволяет определить организационно-правовые механизмы, при помощи которых осуществляется координация деятельности и обеспечивается взаимодействие в целях оказания помощи избирательным комиссиям и обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности.
В свою очередь зарубежный опыт свидетельствует о том, что референдум становится формой выражения народовластия только в случае его сочетания с другими институтами демократии, признания, закрепления и соблюдения, основных прав и свобод человека и гражданина.
Необходимо подчеркнуть, что как правило, места расположения избирательных участков и границы территорий от избирательной кампании не меняются. Данное обстоятельство способствует обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности на данном избирательном участке.
Так, в день голосования избирательный участок становится местом массового пребывания граждан. Поэтому в целях обеспечения допустимого уровня безопасности объектов и субъектов, подлежащих защите подразделениями Национальной гвардии, проводится ряд организационных мероприятий:
- в целях обеспечения полноты и своевременности охраны общественного порядка и безопасности приказом за каждым руководителем закрепляются конкретные избирательные участки;
- закрепленным руководителям предоставляется информация об избирательной комиссии, организующей выборы, о границах избирательного участка, количестве зарегистрированных избирателей;
-изучаются особенности архитектурного построения каждого избирательного участка, помещения для голосования и места для хранения избирательной документации.
Таким образом, в заключении необходимо отметить, что положительные результаты обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности подразделениями Национальной гвардии в период подготовки избирательной компании прямо зависят от уровня организаторской деятельности. Организация подготовки избирательной кампании подразделениями непосредственно связана с организацией конкретных мероприятий по охране общественного порядка, обеспечению личной безопасности граждан в период референдума.
Селиманова Светлана Михайловна,
доктор юридических наук, профессор
Университета общественной безопасности Республики Узбекистан
Источник: УзА